Мы уверены, что наш богатый внутренний мир никак не зависит от внешности. Однако физические черты, как рост или привлекательность, сильно влияют на нашу личность, поведение и даже политические убеждения.

Вспоминаю свою школу в 1990-х годах, идеальное место для исследователя, который возьмется изучать «выживание наиболее приспособленных среди человеческих особей».

В пансионе, где проживало более 50 хулиганов, надо было разработать незаурядную стратегию, чтобы избежать изоляции и травли.

Кто формировал коалиции, кто-то всеми способами завоевывал популярность, продавая, например, дешевые батарейки. Мой собственный подход основывался на создании репутации продвинутого каратиста.

Впрочем, была небольшая группка парней, которым не приходилось озадачиваться проблемой авторитета.

Они имели одно важное преимущество — высокий рост. Кажется, только эта физическая черта придавала им уверенность в себе, граничащая с наглостью, и способность доминировать.

Меняется ваша личность под влиянием физических данных?

А впрочем, была ли эта связь между внешностью и характером случайным совпадением или эти черты личности развились в них именно вследствие их физических данных?

Согласно одной теории, верно последнее. Концепция, что имеет название «факультативное калибровки личности», утверждает, что черты нашего характера формируются под влиянием размера нашего тела, физической силы и привлекательности. Другими словами, той генетической карты, которую нам посчастливилось вытащить.

Эта теория получает в последнее время все больше доказательств. При чем наш внешний вид влияет не только на нашу личность, но и на наши политические взгляды и то, как мы выбираем романтических партнеров.

Возьмем, к примеру, экстравертов. Этом состав личности присуща не только коммуникабельность, но и авантюрность и склонность к риску.

И следовательно, с точки зрения эволюции, вполне логично, что екстравертами могут быть физически сильные и выносливые люди.

Мужчины с выдающимися физическими данными более агрессивны и менее склонны к тревожности

Именно это подтверждают и исследования.

Одно из них показало, что среди более 200 мужчин, которые имели внешность «мачо» — высокий рост, широкие плечи и бицепсы — подавляющее большинство демонстрировала черты экстраверсии, прежде всего настойчивость и физическую активность.

Интересно, что у женщин связь между физической силой и екстраверсією исследователи не обнаружили.

Другие исследования показали, что мужчины с выдающимися физическими данными более агрессивные, менее невротические, то есть не склонны к страху и тревожности.

Экстраверт вы или интроверт — также может зависеть от ваших физических данных Getty Images

Опять же, это имеет смысл, если рассматривать черты личности как адаптивную стратегию. Физически более слабая особь, чтобы выжить, должна быть осторожной и осмотрительной.

Тогда как более сильный может позволить себе рисковать.

Интересные параллели с этими выводами обнаружили ученые, которые изучают поведение животных. Они заметили, как «личность» животного (смелость или трусость) варьируется в зависимости от строения тела.

Исследователи, к примеру, заметили, что пауки-прыгуны большего размера вели себя более дерзко перед потенциальным хищником, чем их более миниатюрные собратья.

Конечно, такие черты, как физическая сила и воинственность, эволюционно связанные с выживанием именно мужчин. Но исследователи из Калифорнийского университета обнаружили похожую закономерность и у женщин, хотя она была выражена заметно меньше.

Ученые также попытались установить связь между личностью и другим физическим параметром — привлекательностью.

Привлекательные представители обоих полов были большими екстравертами

Результаты показали, что привлекательные представители обоих полов были большими екстравертами.

Таким образом, взаимосвязь между физическими данными и характером человека существует как у мужчин, так и женщин.

«Результаты наблюдений свидетельствуют, что различия в уровне экстраверсии между разными людьми удивление большой степени определяются различиями в их физической силе и привлекательности», — заключают исследователи.

Более того, эту зависимость нельзя объяснить исключительно генетикой. А это означает, что изменения в физических данных у одного человека могут отражаться на личностных чертах.

Впрочем, с внешностью связаны только экстраверсия и нейротизм. Другие исследования показали, что телосложение и черты лица человека также влияют на ее стратегию в выборе сексуального партнера.

Сильные мужчины, как правило, более склонны к агрессии

Так, к примеру, одно исследование, в котором приняли участие несколько сотен студентов, показало, что физически сильные и привлекательные мужчины (но не женщины) чаще выбирают секс без любви.

Они отмечали, что это — вполне нормально и что они получают удовольствие от секса, не чувствуя эмоциональной близости к партнерше.

Это вполне согласуется с теорией эволюции о том, что самцы в лучшей физической форме имеют лучший репродуктивный успех. Другими словами, они вступают в большее число случайных половых контактов, передавая, таким образом, свои гены большему количеству потомков.

«Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что более сильные и привлекательные мужчины имеют больше сексуальных партнеров, потому что в них природой заложено стремление к сексуальным отношениям без обязательств», — отметили ученые.

У мужчин внешность может даже влиять на их политические взгляды.

Даже наши взгляды и ценности могут определяться нашими физическими данными

Авторы исследования, опубликованного в этом году, которое проводилось в 12 странах, в частности США, Дании и Венесуэле, выяснили, что более сильные и мускулистые мужчины чаще выступают против политического равенства.

Объяснить это можно тем, что в древние времена именно в обществе, построенном на силе, а не на равных правах, такие мужчины имели больше шансов на процветание.

Более сильные и мускулистые мужчины чаще выступают против политического равенства

Выводы относительно женщин в этом исследовании были неоднозначными.

Мы уверены, что наша личность и наши убеждения отражают то, кем мы в действительности являемся — скромные или раскрепощенные, легкомысленные или отданы в отношениях, либералы или консерваторы.

Мы убеждены, что эти черты происходят от наших интеллектуальных, моральных или духовных свойств.

Однако, как свидетельствуют данные исследований, по крайней мере частично они являются результатом естественного приспособления к нашего физического размера и внешности.

И хотя эта теория пока остается достаточно противоречивой, она красноречиво напоминает нам о нашем животном происхождении.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему