596ccc491492ac9856f4192b7b99a3d7

Задолго до появления Багза Банни жил себе другой наглый кролик, который терроризировал богов индейцев маия. Словесные пузыри, непристойные шутки и имитация звуков на кодексах древней цивилизации странным образом напоминают современные комиксы.

В современном мире существует определенный снобизм в отношении комиксов.

Писатель Нил Гейман вспоминал, как один большой поклонник его творчества заявил ему, что серию комиксов о Песчаную человека надо называть не комиксами, а «графическими романами».

«Здесь я почувствовал себя как женщина, которой сообщили, что она не то чтобы проститутка, а дама на вечер», — шутил Гейман.

Если бы Гейман был художником из народа майя, и жил в Центральной Америке с 600 по 900 года от Рождества Христова, отношение к его произведениям было бы совсем другим.

Майя украшали рисунками с текстами свою посуду, поворачивая который можно было прочитать разные истории.

Это были чрезвычайно ценные предметы быта, которыми обменивались во время политических переговоров и заключение союзнических альянсов между государствами.

«Это были произведения искусства высочайшего качества, — рассказывает Серен Віхманн, лингвист из Лейденского университета в Нидерландах. — Их ценили очень высоко, в отличие от комиксов в нашей современной культуре».

Впервые Віхманн написал про эти последовательности рисунков в статье «Первые комиксы Америки», которую он сейчас перерабатывает в главу для новой книги «Хрестоматия визуального нарратива» (Visual Narrative Reader).

f3018fd5a72b2ee59f568037e66c9128

Исследователь указывает, что в отличие от современных графических романов, майя изображали лишь несколько сцен из хорошо известных рассказов, полагаясь на то, зритель уже знаком с основным сюжетом.

Конечно, визуальные повествования в том или ином виде можно увидеть и в пещерных росписях древних людей. Впрочем, исследователя прежде всего поражает огромное сходство сценок, нарисованных древними майя, на те комиксы, которыми мы восхищаемся сегодня.

Это и манера передачи прямой речи, способ изображения движений и запахов, забавные животные и ненадлежащие шутки. «Тот факт, что все эти детали являются элементами единого повествования, и делает эти рисунки такими похожими на комиксы».

На изображениях ниже можно увидеть несколько примеров. Есть там и нахальный кролик, такой себе «Багз Банни» по версии майя, который говорит какому-то старцу: «Нюхай свой пот, волшебный пенісе!»

Смотри и учись

782983949c48512237331c904bc6fd46

Пожилой учитель исправляет ошибки учащихся: тонкая линия тянется от его рта к написанной иероглифами фразы. Этот мотив мог впервые возникнуть около 650 года н.е. Вероятно, это первая попытка обозначить на рисунке прямое вещание — то, что теперь в комиксах изображают в словесной «облачке» или «пузырю».

Пламенные языки

1942a4d16ecf8ce3bc360e2459d00bec

Эти «пузыри» с прямой речью в виде языков пламени означают, что люди-кошки злобно ворчат или ругаются.

Изменение формы «пузыри» и в современных комиксах обычно используют для передачи эмоций персонажей. «Облачко» — для передачи мыслей героя, или пузырек с «зазубренными» краями — для изображения несогласия или крика.

На старт, внимание, марш!

f3e34316d290c3aacc07c21027e089ef

Атлеты на этом рисунке изображены в разгар игры в мяч. Линии, извивающиеся вокруг их тел, видимо, призваны передавать скорость их движений.

Динамику изображения созданы с помощью таких же приемов, что, к примеру, полет Супермена.

Что это за вонь?

2062eb6c3c0f799aee79b913418508df

В этой сцене из загробного мира майя скелетоподібна фигура извергает из живота что-то вроде клубов дыма — олицетворение газов и вони от его разложения.

По мнению Серена Вихмана, это можно считать эквивалентом вертикальных волнистых линий, которыми в современных комиксах изображают неприятные запахи.

Маиянский Багз Банни?

4c3b02179af04efca1835611e370085e

Изображен слева персонаж, похожий на кролика, очевидно, украл одежду старика, стоящего перед ним. В пузырьке обидные слова, что-то вроде «нюхай свой пот».

Возможно, это — предвестник будущего высказывания Барта Симпсона: «Съешь мои шорты!»

«Понятно, что он говорит какие-то гадкие вещи, которые не нужны для развития сюжета — они просто смешны», — объясняет Вихман.

Справа мы можем увидеть кролика, который притаился под рукой какого-то бога.

Так же, как и в современных комиксах вроде Гарфилда или Багза Банни, древние художники майя преувеличивали пропорции персонажей-животных для достижения комического эффекта.

Особая речь

Стоит ли удивляться этой странной схожести?

Нил Кон из Университета Калифорнии в Сан-Диего (под его редакцией вышла книга «Хрестоматия визуального нарратива») отмечает, что коммуникация посредством визуальных средств повествования является такой же естественной, как и устная речь или жесты.

Это лишь одна из форм существования языка.

Так же, как речи, которые мы произносим или передаем с помощью жестов, каждая визуальная речь формирует собственный словарь и грамматику.

Подобные вещи можно наблюдать повсюду в мире. Кон обнаружил, что создатели американских комиксов и японских книжек-манга конструируют свои истории с четкими правилами.

А, например, австралийские аборигены из группы племен аранда выработали сложную систему знаков, которые они чертят на песке. Этими знаками, которые подчиняются особой «грамматике», они сопровождают устное повествование.

Следовательно, даже если рисунки на сосудах майя и напоминают современные комиксы, они также имеют свои самобытные свойства.

Таким образом, комиксы и серии рисунков майя — не одно и то же.

Впрочем, некоторые сходства все же привлекли внимание Кона. Его поразило, например, что визуальные метафоры, как языки пламени, и до сих пор используются для передачи определенной эмоции.

И этими же средствами оперировала сотни лет назад совершенно другая культура.

«Гнев в нарративе майя ассоциируется с пламенем. Современная устная и визуальная речь дает информацию о том, как мы постигаем те же абстрактные идеи», — замечает ученый.

Кроме того эти замечательные произведения искусства напоминают нам о том, что когда визуальные рассказы, похожие на комиксы, были дарами царей, как какая-то «Мона Лиза» тех времен.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

  • История
  • Искусство
  • Культура
  • США