Туалеты в поподъездам имеют ужасную репутацию. Решить эту проблему попытались дизайнеры новой модели поездов Hitachi, которые вскоре введут в эксплуатацию на британской железной дороги.

Последняя модель британского высокотехнологичного поезда, только что с заводского конвейера, сверкает под мощными софитами железнодорожного депо. За локомотивом с аэродинамическим «носом» простирается ряд глянцевых ярко-зеленых вагонов.

«Эта модель заметно отличается от предыдущих, выпущенных 40 лет назад», — говорит Сэм Фиск, представитель производителя влечения Hitachi и наш гид по депо «Северная звезда» возле лондонской станции Паддингтон.

«Дизайн поезда разработанный по японским технологиям, в частности его аэродинамическая форма, которая способствует скорости».

Около двух сотен гибридных поездов класса 800, работающие как на электричестве, так и дизельном топливе, в конце концов заменят 40-летние британские высокоскоростные поезда.

Недавно они дебютировали на пути между Лондоном и западной Англией и вскоре будут введены в эксплуатацию на главной железнодорожной линии вдоль восточного побережья до Шотландии.

Эта магистраль в свое время прославилась мировыми рекордсменами — паровозами «Летучий шотландец» и «Маллард», развивавший скорость до 126 миль в час.

Внутри вас охватывает специфический запах нового вагона с безупречными рядами чистеньких кресел. Впереди футуристическая кабина водителю, которая больше напоминает космический шатл, с экранами компьютеров и матрицами переключателей.

Поезда имеют всего пять туалетов, три из них по размерам такие, как в самолете

«Поезд имеет цифровую систему управления, — говорит Фиск. — Чтобы протестировать комфортность кабины, мы специально приглашали водителей, даже держатель для чашки, расположен удобно».

Что же, если предусмотренные напитки, майбуть быть и удобные туалеты. Изменились ли они в новой модели поезда?

С конца XIX века, а в США даже раньше, большинство междугородних поездов начали обустраивать гардеробными. Без них не обойтись в длительном путешествии, но большинство пассажиров, как и раньше, старается любой ценой избежать встречи с ними.

«Дизайн туалета всегда был ужасным», — отмечает историк и автор статей о железной дороге Кристиан Волмара, который объехал весь мир на поезде.

Вам, наверное, знакомо ощущение холодного ужаса от мысли, что дверь туалета распахнется настежь в самый неподходящий момент

«От очень примитивной конструкции в индийских поездах, буквально дыры в полу, до современных туалетов с хитрыми автоматическими дверями».

Именно так, дверь в туалет, которые открываются сами.

Если вам когда-нибудь приходилось пользоваться туалетом в британском поезда, вам, наверное, знакомо ощущение холодного ужаса от мысли, что дверь распахнется настежь в самый неподходящий момент.

Проблема заключается в конструкции кнопок и сложной инструкции (только на английском языке) — чтобы закрыть дверь, нужно нажать одну кнопку, а затем другую, чтобы заблокировать ее.

Чтобы еще больше запутать пользователя, переключатели часто возвращаются в обратном направлении.

Но этим неудачный дизайн туалета не завершается…

Разработчики старались максимально упростить систему блокировки дверей в туалете, чтобы они не открывались случайно во время использования, как это было раньше

«Кнопки воды, мыла и сушки возле раковины были расположены так неудобно, что пассажиры постоянно нажимали фен вместо воды или наоборот», — объясняет Волмара.

«Не понимаю, зачем делать такую сложную конструкцию», — добавляет специалист.

Требование улучшить дизайн туалетов стала одной из основных во время разработки новой модели поезда.

«Мы построили деревянный макет поезда и попросили несколько сотен пассажиров оценить его удобство, — рассказывает Фиск. — Все пожелания были учтены во время строительства».

В каждом поезде — пять туалетов, три по размерам напоминают туалеты в самолетах, и еще два — более просторные для пассажиров на инвалидной коляске.

Два других туалеты рассчитаны на пассажиров на инвалидной коляске

Первое, что мы проверили, — это система блокировки дверей, одним из самых распространенных пожеланий было опровергнуть ее.

Теперь это можно сделать, нажав небольшой переключатель вправо.

Над туалетом загорается красная лампочка, а женский голос из скрытого динамика объявляет: «Двери заблокированы».

Внутри туалет также выглядит достаточно удобным. До туалетной бумаги легко дотянуться рукой, сливной бачок — очень мощный. На самом деле, такой мощный, что американское агентство NASA позаимствовала его дизайн для Международной космической станции.

Баки для сбора отходов расположены под вагоном. В старых британских поездах, как и в многих других странах, унитаз смывался непосредственно на рельсы. Конечно, надпись «не использовать туалет на станции» преимущественно игнорировался.

Более 200 новых поездов вскоре будет введен в эксплуатацию на британской железной дороге

Новую конструкцию туалетов вряд ли можно назвать революционной, но недостатки предыдущих туалетов в целом улучшена.

«Мы пытались имитировать туалеты в гостиницах — комфортные и хорошо освещенные, — говорит Фиск. — Мы хотели сделать это место приятным».

Запуск новых Hitachi на главной железнодорожной магистрали состоялся не без проблем. Пассажиры жалуются на твердые сидения, течь из кондиционеров, качество питания в поездах и опоздания.

Один поезд недавно поломался, в результате чего несколько сотен пассажиров в течение 6 часов оставались заблокированными внутри.

Впрочем, по крайней мере, туалеты теперь будут максимально удобными.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.