Существование жизни на других планетах может оказаться несовместимым с религией. Однако, как пишет обозреватель BBC Future, немало богословов допускают возможность существования инопланетян.

В 2014 году Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) предоставило грант на сумму 1,1 млн долл. Центра богословских исследований (экуменическом научно-исследовательском института, расположенного в штате Нью-Джерси) на изучение «общественных аспектов астробиологии».

Некоторых это разозлило. Фонд «Свобода от религии», который выступает за четкое разделение церкви и государства, потребовал от NASA отозвать грант, пригрозив судом.

Представители фонда объяснили свое требование беспокойством по поводу слишком тесного взаимодействия государственных и религиозных организаций, но также дали понять, что считают выдачу гранта напрасной тратой денег.

«Ученым не следует заботиться о том, как развитие науки повлияет на убеждения, основанные на вере», — заявили они.

Все доводы фонда могут рассыпаться в прах, если человечеству придется как-то реагировать на известие о том, что инопланетяне существуют.

Такое открытие повлекло бы целый ряд вопросов, ответы на которые лежат за пределами науки.

Например, задумываясь о том, что такое жизнь, мы имеем дело с научным вопросом богословским?

Темы происхождения жизни и будущего всего живого являются очень сложными, и исследовать их надо комплексно, в рамках сразу нескольких дисциплин.

То же самое можно сказать и о реакции человечества на установление контакта с инопланетянами.

И это не пустая фантазия: сегодня многие ученые утверждают, что открытие жизни вне земли — лишь вопрос времени.

Для таких уверенных заявлений есть несколько поводов. Главный из них обусловлен скоростью, с которой ученые начали обнаруживать планеты за пределами Солнечной системы.

В 2000 году астрономам было известно около 50 таких «экзопланет». К 2013 году их было уже 850, а в планетарных систем — более 800.

По мнению Дэвида Вайнтрауба, доцента кафедры астрономии в Университете Вандербилта (США) и автора книги «Религии и инопланетная жизнь» (Religions and Extraterrestrial Life), к 2045 году количество обнаруженных планет может достигнуть миллиона.

Астрономы открывают все больше планет за пределами Солнечной системы, и некоторых это наводит на мысль, что на одной из них неизбежно будет обнаружено жизни

«Есть все основания полагать, что вскоре количество известных экзопланет, как и количество звезд, станет бесчисленным», — пишет он.

Из выявленных пока планет более 20 имеют примерно такие же размеры, что и Земля, и расположены в «пригодной для проживания» зоне на орбите звезды.

Такой является, к примеру, последняя из обнаруженных планет — Проксима b, которая вращается вокруг красного карлика Проксима Центавра.

Чем пристальнее мы всматриваемся в космос, то крепче в нас уверенность в том, что не только наша планета пригодна для жизни.

За редким исключением все разговоры о поиск внеземного разума обычно ведутся в рамках точных и естественных наук.

Освоение космоса напрямую связано с религиозными и философскими питаннямиКарл Саган, «Космическое вопрос»

Но последствия этой деятельности простираются далеко за пределы биологии и физики, касаясь гуманитарных наук, философии и даже богословия.

Как отметил Карл Саган в своей книге «Космическое вопрос» (The Cosmic Question), которую теперь можно найти разве что у букиниста, «освоение космоса напрямую связано с религиозными и философскими вопросами».

Нам придется решать, есть ли в нашей системе убеждений место для этих новых созданий, или же факт их существования способен в корне подорвать нашу веру.

Исследование этих вопросов можно назвать «екзобогослов’ям» или «астробогослов’ям» — эти понятия ввел почетный профессор богословия Тихоокеанской лютеранской богословской семинарии Тед Питерс, чтобы обозначить «рассуждения о теологическое значение внеземной жизни».

Питерс, по его собственному признанию, был не первым и не единственным, кто употреблял эти термины — их было придумано минимум 300 лет назад.

Они встречаются в трактате, опубликованном 1714 года под названием «Астробогослов’я, или Демонстрация сути и особенностей Бога с точки зрения небес»(Astro-theology, or a Demonstration of the Being and Attributes of God From a Survey of the Heavens).

Или уникальные мы?

Итак, какие вопросы могут встать перед нами, если инопланетный разум будет обнаружено?

Начнем с вопроса нашей уникальности, которое смущало и богословов, и ученых.

Как поясняет в своей работе «мы сами?» (Are We Alone?) Пол Дейвис, поиски внеземной цивилизации основаны на трех принципах.

Первый — это принцип универсальности природы, который утверждает, что физические процессы, которые происходят на Земле, одинаковы во всей Вселенной. Это означает, в частности, и процессы, в результате которых зародилась жизнь, действуют аналогичным образом везде.

Второй — принцип полноты, согласно которому все, что возможно, когда-нибудь обязательно произойдет.

С точки зрения поиска жизни на других планетах это означает, что при отсутствии препятствий к зарождению жизни именно жизни обязательно появится, или, как выразился автор этого термина американский философ Артур Лавджой, «ни одна настоящая возможность бытия не может быть невыполненным».

По мнению Сагана, это связано с тем, что «зарождение жизни на пригодных для этого планетах, видимо, заложено в саму суть Вселенной».

Третий — принцип заурядности — говорит, что Земля не занимает какого-то особого места или положения во Вселенной.

И именно это может оказаться главным камнем преткновения для авраамических религий, которые учат, что люди были созданы Богом специально и поэтому имеют привилегированное положение относительно других существ.

В случае обнаружения инопланетян верующим будет трудно избавиться от мысли об уникальности человечества

В определенном смысле современный научный мир построен на признании нашей посредственности, как отметил в своей книге «Религии и инопланетная жизнь» Дэвид Вайнтрауб:

«Когда в 1543 году от Рождества Христова Коперник объявил, что Земля вращается вокруг Солнца, интеллектуальная революция, которая пришла за тем […] вымела жалкие остатки аристотелевої геоцентрической модели Вселенной на свалку истории».

Теория Коперника, которая позже была признана революционной, положила начало процессу, по итогам которого ученые — такие как Дейвис — пришли к выводу, что Земля — это «типичная планета, которая вращается вокруг обычной звезды в вполне типичной галактике».

Саган говорит об этом еще определеннее: «Мы осознаем, что живем на небольшой планете, которая вращается вокруг банальной звезды, затерянной в галактике в каком-то отдаленном уголке вселенной, в которой таких галактик больше, чем людей».

Но как примирить это заявление с убеждением в том, что человек является венцом творения Бога?

Как людям поверить, что творец любит их как собственных детей, если планета, которую они населяют, — лишь одна из миллиардов?

Обнаружение разумных существ на других планетах может произвести такую же революцию и в самосознании человека. Повлечет ли такое открытие у верующих чувства собственной неполноценности, а следовательно, сомнения в своей вере?

По моему мнению, это беспокойство является надуманным. Для веры в то, что Бог взаимодействует с людьми и заботится о них, никогда не было нужно, чтобы Земля была в центре мироздания.

Если понимать священные тексты не слишком буквально, в некоторых из них допускается возможность существования жизни на других планетах

В псалмах, которые чтят и иудеи, и христиане, утверждается, что Бог дал имена всем звездам (Псалом 147: 4).

Как свидетельствует Талмуд, Бог за ночь облетает 18 тысяч миров.

Как утверждает Питерс, если жизнь окажется где-нибудь еще, это ни в коем случае не уменьшит Божью любовь к жителям Земли, «как не уменьшается любовь родителей к своему ребенку, если у нее есть брат или сестра».

Если уж верить в Бога, зачем обязательно исходить из того, что Он способен любить лишь некоторых из своих чад?

Откровение

Но упоминается возможность существования внеземной жизни в самих религиозных текстах?

«В основе религии, — пишет католический священник и богослов Томас О’Мейра, — лежит утверждение определенного контакта внутри и одновременно за пределами человеческой природы».

Для иудеев, христиан и мусульман это предполагает наличие какого-то откровения в письменной форме, хотя оно и обусловлено конкретными историческими обстоятельствами, в которых сначала передавалось из уст в уста.

Лучшие богословы признают связанные с этим ограничения, но некоторые из них склонны воспринимать тексты абсолютно буквально. Для них обнаружение инопланетян может казаться угрозой для основ веры.

Если спросить у христианина, верит ли он в инопланетян, наверное, он обратится к библейской рассказа о сотворении мира.

Проповедник Билли Грэм заявил, что, по его твердому убеждению, Бог создал жизнь и на других планетах «в далеком космосе»

Не обнаружив там никаких свидетельств существования жизни вне земли, он, как и креационист Джонатан Сафарті, может прийти к выводу, что люди — единственные разумные существа во Вселенной.

«В Писании ясно говорится, что разумной жизни больше нигде нет», — написал Сафарті в статье в журнале «Новости науки и богословия» (Science and Theology News).

Возможно, христианин и сможет принять факт существования инопланетной жизни, но для этого ему необходимо будет в корне пересмотреть свое понимание божественного откровения, признав неполноту своих знаний.

Кроме того, ему придется серьезно подумать над понятием Боговоплощения — христианского догмата о том, что Бог присутствует во всей полноте в человеке по имени Иисус Христос.

Христиане верят в то, что спасение возможно только через Христа и что все пути к Богу ведут через Него.

Но какое значение это имеет для других цивилизаций, которые живут в дальних уголках Вселенной и ничего не знают о Христе?

Верующим придется задуматься над вопросом, будет иметь значение их религия и предложенный ею путь к спасению для инопланетных существ

Томас Пейн рассмотрел этот вопрос в своем известном трактате «Век разума», написанном в 1794 году, где обсуждается возможность существования множества миров.

По мнению Пейна, вера во множество миров «делает христианскую религию мелкой и смешной, и развеивает ее, как пух по ветру».

Если спасение в христианстве возможен только для тех существ, в мире которых произошло Боговоплощение, это означает, что Бог всю Свою жизнь только и делает, что посещает множество рассеянных в космическом пространстве миров и быстренько умирает там на кресте, а потом воскресает.

Такое представление кажется Пейну абсурдным, и это одна из причин, почему он отрицает христианство.

Возможно, люди — единственные испорченные существа во Вселенной

Но на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны: возможно, перевоплощение Бога и Крестная жертва в истории Земли распространяются на всех существ во всей Вселенной. Пейн об этом не подумал.

Эту точку зрения выдвинул иезуитский священник и бывший директор Ватиканской обсерватории Джордж Койн, который исследовал эту проблему в своей книге «Много миров: богословские аспекты новой Вселенной и инопланетной жизни» (Many Worlds: The New Universe, Extraterrestrial Life and the Theological Implications), вышедшая в 2010 году.

«Мог ли Он, Бог, оставить инопланетян в грехе? Бог избрал особый способ спасти людей. Он послал к ним Сына Своего Единородного — Христа … сделал Он это ради инопланетян?»

«В христианском богословии… глубоко укоренившееся понятие всеобщности Божьего спасения — понятие того, что в спасении так или иначе участвуют все существа, даже неодушевленные».

Есть и еще одна гипотеза. Возможно, спасение является исключительно земным явлением.

Богословие не утверждает, что первородный грех осквернил всего разумная жизнь во Вселенной. Возможно, люди — единственные испорченные существа.

Или, выражаясь языком религии, возможно, Земля — единственная планета, которой не повезло с первыми людьми — Адамом и Евой.

Кто сказал, что наши инопланетные братья и сестры морально несовершенны и нуждаются в духовной искупления? Может быть, они достигли высшей ступени духовного развития, чем мы?

Много вероисповеданий требуют выполнения определенных ритуалов, которые ассоциируются с духовным опытом

Как отмечает Дейвис, для духовного мышления живому существу необходимы самосознание и «достижение такого развития ума, который предусматривает способность оценивать последствия своих действий».

На Земле такая степень когнитивного развития насчитывает по меньшей мере несколько миллионов лет.

Если где-нибудь во Вселенной есть другие живые существа, очень маловероятно, что они находятся на точно такой степени эволюции, что и мы.

Учитывая огромный срок существования Вселенной, возможно, что некоторые из внеземных цивилизаций древнее нашей, а значит, они продвинулись дальше на пути эволюции, чем мы.

Вполне возможно, заключает ученый, «что мы принадлежим к числу наименее развитых в духовном плане существ во Вселенной».

Если Дейвис правый, то вопреки таким литературным произведениям, как фантастический роман Мэри Рассел «Птица малый», это не люди расскажут своим инопланетным братьям и сестрам о Боге, а совсем наоборот.

Это, однако, не отменяет права религий заявлять о получении божественного откровения.

Нет оснований утверждать, что Бог одинаково открывает те самые истины всем разумным обитателям Вселенной. Вполне возможно, что другие цивилизации познают Бога мириадами других способов, и все они перекликаются между собой.

Самобытность

Но как насчет разногласий между религиями? Как такое открытие могло бы повлиять на уникальность отдельных вероисповеданий?

В рассказе «У нас на Венере есть раввин!», опубликованном в 1974 году, писатель Филип Класс приглашает иудеев и всех верующих задуматься над этим вопросом.

Действие рассказа происходит в будущем: еврейская община на планете Венера проводит первую в истории Вселенной Межзвездную неосіоністську конференцию.

Среди присутствующих — разумные инопланетяне клубни, которые прилетели с далекой звезды Ригель.

Внешность клубней, покрытых серыми пятнами и щупальцами, вызывает у присутствующих евреев удивление. Они соглашаются, что клубни никак не могут считаться людьми, а значит, не могут считаться евреями.

Чтобы решить, как поступить с необычными пришельцами, собирается рабинат. Его члены рассуждают над тем, что будет, если однажды человечество натолкнется на существ, которые захотят быть евреями. «Следует сказать им, что они не вполне нам подходят?»

Раввины приходят к выводу, что это слишком хороший вариант, и дают евреям-венеріанцям парадоксальный ответ: «есть евреи, а есть евреи. Бульбы принадлежат ко второй группе».

Дополнительного комизма рассказа предоставляет изображения межплеменной вражды, которая, как приходится признать, свойственная религии. Любое провозглашение самобытности разбивает мир на группы: они и мы.

Но когда речь идет о религии, это разделение часто приобретает космических масштабов: они и мы, и Бог на нашей стороне.

Для многих религиозных практик большое значение имеет понятие места — то есть система убеждений в них может строиться исключительно в рамках жизни на нашей планете

В этом всегда заключалась одна из главных проблем межкультурного взаимодействия, которая порой сводится к переговорам по поводу существующих границ вместо попыток устранить их.

Возможно, эта проблема более характерна для иудаизма и ислама, чем для некоторых форм христианства, в котором повседневным ритуалам уделяется меньше внимания, чем в других религиях.

В отличие от христианства, Основатель которого устранил необходимость присутствия в определенном месте для исповедания своей веры, ислам — религия, очень тесно связана с местом расположения.

Молитвы произносятся пять раз в день, в определенное время, лицом к Мекке и сопровождаются определенными движениями тела: поклонами и преклонением колен.

В определенное время необходимо придерживаться строгого поста, и всем мусульманам, кто может это сделать, необходимо совершить путешествие в Мекку.

В иудаизме тоже существуют посты и паломничество, тагліт, на Святую Землю (хотя последнее не является обязательным).

Впрочем, в современном иудаизме нет такой сильной привязки к местности, как в исламе, учитывая трагическую историю изгнания и рассеяния еврейского народа по миру.

Что же должен сделать инопланетянин, чтобы считаться представителем земной религии? Молиться пять раз в день?

А если его планета вращается не так, как наша, и дни там намного короче — все равно он будет обязан молиться столько же, сколько и мусульманин на Земле?

Придется ли ему принимать крещение? Причащаться? Сооружать шалаши на Суккот?

И это если представить, что инопланетяне устроены физически примерно так же, как и мы. Но в них может и не быть материального тела. Как тогда обращать их к вере?

Эти мысли могут показаться легкомысленными екзобогословськими соображениями, но суть вопроса от этого не меняется: все наши религии приспособлены для планеты Земля.

И в этом нет ничего плохого (конечно, если мы не будем пытаться свести Вселенную к нашей конечной реальности).

Раввин Джереми Калманофскі говорит об этом так: «Религия — это человеческая, общественная реакция на трансцендентность […] Нормы иудаизма открывают нам прекрасный, проверенный временем путь до освящения своего ума, характера и тела, к облагорожения человечества, совершенствования этого мира, сочетание своей жизни с бесконечным Богом на нашей скінченній Земли».

И какому же выводу он приходит? «Я еврей. Бог — нет».

Теория этого раввина может помочь нам задуматься о своих ближних в открытом космосе, а также о своих ближних на нашей собственной планете.

Если религия является реакцией человека на божественное — даже если эту реакцию предлагает и пропагандирует сам Бог, — очевидно, что она будет отличаться в зависимости от обстоятельств, в которых формируется.

Если западные христиане смогут научиться уважать религиозные чувства пришельцев, которые воспринимают идею Бога на свой лад, возможно, они также научатся жить в мире с мусульманами на Земле — и наоборот.

«В миллиарде солнечных систем, — пишет О’Мейра, — формы, в которых может получить любовь, неограниченные. Разные воплощения божественной жизни не будут противоречить друг другу или созданном мира».

Конец религии?

Если завтра утром мы вдруг узнаем, что человечество вступило в контакт с разумными инопланетянами, как на это отреагирует религия?

Кое-кто считает, что после такого открытия мы вступим на путь, конечная цель которого — перерасти религию.

Как установило одно показательное исследование, проведенное Питерсом, число тех, кто считает, что обнаружение внеземной жизни может положить конец земным религиям, среди невірян вдвое выше, чем среди верующих (69% и 34%, соответственно).

Однако считать, что религия очень слабая, чтобы выжить в одном мире с пришельцами, было бы неверно по крайней мере с исторической точки зрения.

Как отмечает Питерс, такие заявления недооценивают «адаптивность религии, которая уже неоднократно имела место».

За несколькими исключениями, как вот февраль фундаментализм и отношение к однополым бракам, религия часто демонстрировала способность без лишнего шума приспособиться к изменениям.

И, безусловно, ее изобретательность и адаптивность свидетельствуют о том, что в религии есть нечто такое, что находит резонанс с основой человеческой души.

Как отмечает О’Мейра, некоторые аспекты религии придется скорректировать, но не исключить полностью.

«Если бытие, откровение и благодать заглянули в другие миры, а не только на Землю, это немного меняет христианское самосознание» (и любое религиозное самосознание).

Однако, продолжает богослов, «для этого ничего не надо добавлять или убирать — надо лишь по-новому взглянуть на основы».

Во многих религиях принято верить в то, что Бог дал имена звезд. Ли будет слишком смелым предположить, что он также дал имена и их жителям?

И что они тоже, каждый на свой лад, зовут и Самого Бога…

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь