Уже много десятилетий исследователи прослушивают космос в надежде услышать послание от внеземных цивилизаций. Любые необычные сигналы тщательно проверяют. Но что произойдет, если мы действительно получим сообщения из других миров?

Почти 40 лет назад американский радіоастроном Джерри Эйман сканировал участок неба с помощью радиотелескопа, стараясь обнаружить послание от внеземной цивилизации.

Вдруг он заметил очень короткий, но интенсивный сигнал, похожий на электрический импульс.

Эйман обвел отметку сигнала на распечатке красной ручкой и приписал слово «Wow!» («Ого!»).

Сигнал «Wow!», как его с того времени называют, так никто и не смог объяснить, да и ничего похожего на него никогда больше не фиксировали.

Но организация под названием Search for Extraterrestrial Intelligence Institute (SETI, Институт поиска внеземного разума) продолжает прослушивать эфир в надежде обнаружить сигналы, посланные разумными формами жизни в нашей галактике или за ее пределами.

Что произойдет, если SETI удастся обнаружить такое послание? И каким образом ученые убедятся в том, что оно действительно отправлено инопланетной цивилизацией?

Недавно на канале Science Channel показали документальный фильм о том, как астронавты экспедиции «Аполлон-10», пролетая над обратной стороной Луны услышали в наушниках странную «космическую музыку».

Многие ученые уверены, что это были обычные радиопомехи. Однако тот случай поставил важный вопрос: как отличить космический шум от преднамеренной радиопередачи?

Отличить радиосигнал от космического шума можно, проанализировав его с помощью двух различных телескопов

«Ученые обнаруживают необычные космические сигналы довольно часто, но, как правило, им находят рациональное объяснение», — говорит доктор Джон Эллиот из Университета Беккетта в Лидсе в Великобритании.

На более подробное изучение такой материал попадает нечасто.

Особенно интересными случаями занимается специальная группа ученых, которые изучают сигналы, зарегистрированные радіотелескопами по всему миру.

Доктор Эллиотт, который является членом этой группы, провел немало времени в размышлениях о том, что произойдет, если мы когда-нибудь получим послание от внеземного разума.

Эллиотт участвует в проекте SETI с 1999 года, и, по его словам, группа в среднем получает непривычные сигналы для анализа лишь раз в два года.

Если принятый сигнал будет иметь периодически повторяющиеся элементы, им зацікавлятьсяД-р Джон Эллиотт , Университет Беккетта в Лидсе

Сигналы регистрируют практически ежедневно, но обычно быстро обнаруживают, что это или электромагнитные помехи, или искусственные сигналы, созданные людьми.

Сигнал от разумных созданий может поступить откуда угодно. Есть даже группа добровольцев-радиолюбителей, так называемая Лига SETI, которая постоянно мониторит эфир с помощью собственной аппаратуры.

«Если принятый сигнал будет иметь периодически повторяющиеся элементы, им заинтересуются», — объясняет Эллиотт и добавляет:

«Тогда возникнет вопрос: отвечает ли эта повторяющаяся схема по уровню сложности сигнала, который может содержать речевое сообщение, математические формулы или любую другую разумную информацию».

Маловероятно, что нам сразу же удастся расшифровать инопланетное послание, но по крайней мере мы сможем определить, что нам что-то пытаются сказать.

SETI регулярно обновляет список «сигналов-кандидатов». Для оценки потенциальной вероятности того, что сигнал поступает от внеземного разума, применяется десятибалльная шкала «Рио».

Она учитывает такие параметры, как технические характеристики сигнала, метод его выявления и расстояние до источника.

Члены экипажа «Аполлона-10» много лет молчали об услышанном ими «космическую музыку».

О ней стало известно только в 2008 году, когда НАСА обнародовало записи переговоров астронавтов во время экспедиции.

Сигнала «Wow!» так и не нашли объяснения, да и ничего похожего на него больше никогда не фиксировали

Любые действительно интересные сигналы, обнаруженные исследователями SETI, в конце концов обязательно будут обнародованы, но сначала они должны пройти строгую процедуру проверки.

Для этого SETI разработали специальный протокол анализа полученного сигнала.

Дан Вертімер из Калифорнийского университета в Беркли, который также входит в состав группы, отмечает, что членам команды приходится быть очень осторожными в своих оценках.

«Это может быть ошибка в программном обеспечении или шутка студента, поэтому нам нужны подтверждения от независимых источников», — объясняет он.

Новость о возможном связь с инопланетянами, несомненно, вызовет немалый резонанс.

2004 года астрономам пришлось охлаждать ажиотаж, вызванный ложными сообщениями в интернете о якобы зарегистрирован внеземной сигнал.

А в 2015 году сотрудники SETI обнаружили ряд так называемых быстрых радиоимпульсов, которые озадачили ученых.

Как именно общаться с инопланетным разумом, не имея общего языка?

Рационального объяснения тем импульсам так и не нашли, что заставило многих предположить их инопланетное происхождение.

Впрочем, можно ли в принципе достоверно установить происхождение необычного сигнала?

Одним из важных факторов является пройденное им расстояние.

Если зарегистрированный сигнал просто отбился от спутника или космического мусора на околоземной орбите, его вряд ли можно считать выходом на контакт внеземного разума.

Для анализа таких сигналов SETI применяет второй радиотелескоп.

«С помощью двух радиотелескопов, которые принимают и тот же сигнал с разных точек, можно провести триангуляцию источника, вычислив пройденное им расстояние. Тогда становится понятно, как далеко от Земли находится источник», — объясняет Вертімер.

Однако пока потребности в этом методе не возникало, добавляет он и говорит:

«До сих пор нам еще не попадался сигнал настолько необычный, чтобы пришлось бы звонить директору какой-нибудь обсерватории и просить его срочно предоставить нам доступ к дополнительному радиотелескопа».

Еще один вопрос, которым задаются Эллиотт и много других ученых, — как именно реагировать на сигнал, во внеземном происхождении которого не будет никаких сомнений. Стоит ли вообще на него отвечать?

Знаменитая британская обсерватория Джодрелл Бэнк изучала, среди прочего, радиопульсары — космические источники радиоизлучения

Протокол SETI рекомендует: «Следует воздерживаться от любого ответа на сигнал или другое свидетельство существования внеземного разума, пока не будут проведены соответствующие международные консультации».

«Однако согласия относительно того, что делать в таком случае, до сих пор нет. Существуют два противоположных лагеря. Одни говорят: да, отвечать несомненно нужно, другие категорически отрицают», — рассказывает Эллиот.

На его собственное мнение, не ответить на такой сигнал означало бы потерять редкий шанс.

Но тогда возникает еще одна проблема — как именно общаться с инопланетным разумом, не имея общего языка?

Эллиотт предполагает, что для установления контакта можно было бы попробовать договориться о совместных названия феноменов Вселенной, известных обеим цивилизациям.

Возможно, кто-то пытается связаться с нами прямо сейчас

Другими словами, можно было бы установить одинаковые сигналы на обозначения таких понятий, как звезда или галактика, или, к примеру, для количества астрономических тел в той или иной звездной системе.

Пришлось бы также учитывать задержку в обмене сообщениями, потому что ближайшая к нам звездная система с планетой находится на расстоянии 10,5 световых лет.

То есть за время, необходимое для отправки одного сообщения и получения на него ответа, на Земле пройдет минимум 21 год.

По словам Вертімера, все интересные сигналы, зарегистрированные на Земле до сих пор, или не получали рационального объяснения (как быстрые радиоимпульсы вроде «Wow!»), или же были вызваны природными явлениями, как вспышки сверхновых звезд.

«И все же я не теряю оптимизма, — говорит ученый. — Я думаю, что Вселенная полон различных форм жизни. Просто земляне еще только вступают в игру и учатся общаться с другими мирами».

«Думаю, пройдет еще некоторое время, прежде чем нам удастся узнать, одни ли мы во Вселенной», — предполагает ученый.

Так или иначе, проекта SETI не хватает работы — космических сигналов, требующих проверки, поступает более чем достаточно.

Возможно, кто-то пытается связаться с нами уже прямо сейчас.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.