Идея, что мы не используем весь потенциал своего мозга, является весьма привлекательной. Ведь если бы мы научились привлекать незадействованные его части, мы бы стали умнее и более творческими. Так ли это, выясняла обозреватель BBC Future.

Мало какая другая отрасль нашей жизни окружена таким количеством мифов, как наше тело и здоровье. А настоящим лидером странных представлений и поверий является наш мозг.

Одним из моих любимых мифов является идея о том, что мы используем лишь 10% его возможностей.

Нас это, конечно, радует и вдохновляет, ведь стоит только напрячься немного больше, и мы могли бы достичь новых высот.

Представьте только, чего могло бы добиться человечество, если бы использовало и остальные 90% своего интеллектуального потенциала.

А впрочем, попробуем разобраться.

Во-первых, важно выяснить, о 10% чего идет речь? Если имеют в виду 10% участков мозга, это опровергнуть проще всего.

Нейробиологи помещают людей в МРТ-сканер и следят за мозговой активностью, пока человек что-то обдумывает.

МРТ-сканы головного мозга свидетельствуют, что мы используем большую его часть

Когда мы просто сжимаем и разжимаемого кулаки или произносим несколько слов, в нашем мозге задействовано гораздо больше его десятой части.

Даже когда вы считаете, что ничего не делаете, ваш мозг активно работает: контролирует функции дыхания и сердцебиения или перебирает пункты в вашем списке дел.

Возможно, цифра в 10% касается количества клеток в мозге. Но и это — не так. Когда любые нервные клетки остаются незадействованными, они либо вырождаются и умирают, или их колонизируют соседние участки мозга.

Наш организм сам не позволяет нейронам бездельничать. Они слишком ценны для этого. На самом деле, наш мозг нуждается в большой части ресурсов организма.

Для обеспечения своей жизнедеятельности мозг потребляет 20% кислорода, который мы вдыхаем, как отмечает когнитивный нейробиолог Серхио Делла Сала.

Конечно, природа иногда придумывает весьма экстравагантные конструкции, но трудно представить, что эволюция создала мозг в десять раз больше того, что нам нужно.

Прежде всего, если вспомнить, как дорого нам обходится этот орган, ведь его большие размеры нередко вызывают осложнения во время родов.

Все эти аргументы, однако, не представляются достаточно убедительными даже для некоторых специалистов отрасли.

Мозг обходится нашему организму слишком дорого, чтобы 90% его клеток оставались неиспользованными

Как рассказывает нейробиолог из Университетского колледжа Лондона Софи Скотт, преподаватель курса первой помощи, который она посещала, как-то заявил, что травмы головы не является слишком серьезными именно через теорию о 10%.

Он серьезно ошибался не только о 10%, но и относительно последствий мозговых травм. Даже небольшое повреждение головного мозга может иметь огромное влияние на возможности человека.

Преподаватель, очевидно, не ожидал увидеть на своем курсе профессора нейробиологии, но госпожа Скотт пришлось его исправить.

Пища для размышлений

Возникает тогда вопрос, почему идея, что не имеет ни биологического, ни физиологического основание является такой распространенной?

Возможно, она происходит из работы американского психолога и философа Уильяма Джеймса, который написал в 1908 году в эссе «Энергии людей», что мы «используем лишь малую часть наших умственных и физических возможностей».

Ученый верил, что люди смогут дальше развить свои способности, но он ничего не говорил про объем мозга количество клеток, а определенный процент и подавно.

Пресловутые 10%, кажется, впервые упоминаются в 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая приобрела страшную популярность.

Кое-кто даже приписывает авторство этой идеи Альберту Эйнштейну. Однако ни профессор Делла Сала, ни исследователи архивов Эйнштейна, не обнаружили ни одной цитаты об этом в его трудах.

Впрочем, существуют два феномена, которые явно подпитывают миф о 10%. Девять десятых клеток нашего мозга — это так называемые «глиальные» клетки.

Они не принимают прямое участие в проведении нервных импульсов, но выполняют вспомогательную роль. Они питают и поддерживают 10% мозговых клеток, нейронов, из которых состоит серое вещество — двигатель мышления.

Возможно, эта цифра и сбивает с толку, заставляя людей считать, что всю тяжелую умственную работу выполняет лишь десятая часть нашего мозга, и мы могли бы активизировать и остальных клеток.

Это, конечно же, невозможно, ведь белое вещество — это совершенно другой вид клеток, и превратиться в нейроны они не могут.

Возможности мозга нам до конца не известны, но «свободных» нейронов или участков в нем точно нет.

Кроме того, существует небольшая группа пациентов, у которых во время МРТ-сканирования мозга обнаружили нечто необычайное.

В 1980 году британский педиатр Джон Лорбер описал в журнале Science случай одного пациента с гидроцефалией. В его головном мозге почти не было серого вещества, но он все равно функционировал.

Это, конечно, не означает, что остальные из нас сможет также использовать другие клетки нашего мозга. Очевидно, у таких пациентов организм смог приспособиться к чрезвычайных обстоятельств.

Разумеется, тренировки мозга расширяет его возможности. Последние исследования в области нейропластичности показывают, что наш мозг действительно способен меняться под влиянием опыта или внешних обстоятельств.

Но это не означает, что нам удается задействовать совершенно другой участок мозга. Мы лишь создаем новые связи между нейронами или теряем старые, которые нам больше не нужны.

А впрочем, самое интересное в мифе о 10% есть то, какими разочарованными чувствуют себя люди, когда узнают, что это — неправда.

Очевидно, это — магия цифры 10, ведь она такая низкая, что кажется, за ней маячит бесконечный потенциал. И он действительно есть.

Мы вполне способны расширять свои интеллектуальные способности, но отнюдь не за счет поиска «свободных» участков мозга.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.