Алмазы – самые твердые минералы, известные человечеству, которые могут резать сталь и самый непробиваемый камень.

Однако их место на вершине шкалы Мооса, определяющей твердость минерала его способностью заметно поцарапать другие минералы, может оказаться под угрозой в связи с данными исследования, проведенного учеными австралийского национального университета.

Австралийские исследователи создали в чистом виде гексагональный алмаз — лонсдейлит. С помощью устройства под названием «алмазные ячейки», которое сжимает вместе два алмаза при крайне высоком давлении, исследователи создали алмаз при чуть более 400 градусов по Цельсию, согласно постам на научном сайте Phys.org и в научном блоге Science Alert. Исследования были опубликованы в научных докладах.

«Алмазные» исследователи создали нано-вариант лонсдейлита, которое встречается в натуральном виде в местах падения метеорита по всему миру, таких как Каньон Диабло в Аризоне. Нагрев и давление, вызванные ударом превращают графит в алмазы при сохранении гексагональной кристаллической решетки графита.

«Гексагональная структура атомов этого алмаза делает его намного твёрже, чем обычные алмазы, которые имеют кубическую структуру», — рассказал ведущий научный сотрудник Джоди Брэдби (Jodie Bradby). «Мы в состоянии сделать это на наноуровне и это здорово, потому что зачастую эти материалы «чем меньше, тем твёрже».

Названный в честь ирландского кристаллографа Кэтлин Лонсдейл (Kathleen Lonsdale), лонсдейлит на 58 процентов твёрже природных алмазов. Исследовательская группа смогла сделать наноинжиниринг алмаза «с нуля», с использованием аморфного углерода.

По данным Science Alert, исследователям удавалось получать londaleite в лабораториях и раньше, но без особого успеха, учитывая, что это обычно требует температур около 1000 градусов Цельсия.

С точки зрения применения, Брэдби говорит, что лабораторный лонсдейлита скорее будет использоваться для резки сверхтвердых материалов на горнорудных объектах, чем в ювелирных изделиях.