Chameleon IАвтор фото, NASA/ESA/CSA/M.Zamani/F.Sun/Z.Smith/Ice Age Team

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» добрался до самых темных и холодных районов космоса, где он будет искать истоки создания планет — и, возможно, даже жизни.

Новое изображение, которое сделал «Вебб», показывает сегмент молекулярного облака Хамелеон I, расположенного примерно в 630 световых годах от Земли.

Именно здесь, при температуре примерно до -260C, Уэбб обнаружил ранее невиданные льдинки.

Впоследствии из таких облаков образуются звезды, а вокруг них — планеты. И в их состав войдут химические элементы, за которыми сейчас наблюдает «Вебб».

Этап этого процесса можно увидеть в верхнем левом углу изображения.

Оранжевый изгиб вверху – это протозвезда, то есть звезда в процессе формирования, которая оттягивает на себя материю из облака.

Оранжевые звезды под ней — более зрелые и достаточно яркие, чтобы создать шесть характерных лучей, знакомых нам из других снимков «Вебба», которые он смог сделать благодаря своему специальному сегментированному зеркалу. Однако целью «Вебб» являются не они — именно поэтому на фото они находятся сбоку. Телескоп всматривается в льдинки в подсвеченном звездами голубом облаке Хамелеон I.

Когда свет от этих объектов проходит сквозь облако, часть его поглощают эти льдинки, и таким образом проявляют свой состав.

«Это похоже на театр теней», — говорит доктор Мелисса Маклюр из Лейденского университета в Нидерландах.

«Есть определенная форма, которая создает тень. Лед поглощает свет на определенных длинах волны, и потом мы смотрим на них в спектре, чтобы увидеть, какие там есть химические вещества», — рассказала она BBC News.

Эту работу в «Вебби», прежде всего, выполняют спектрометры ближнего и среднего инфракрасного диапазонов (NIRSpec и MIRI), а также частично камера ближнего. инфракрасного диапазона (NIRCam), создавшей великолепное изображение в верхней части страницы.

Кроме простых льдов, таких как вода, углекислый газ, угарный газ, аммиак и метан, «Веб» видит несколько других соединений, в частности карбонилсульфид и более сложный органический лед метанол. Также есть следы химических веществ с несколькими атомами углерода, такими как ацетон, этанол и ацетальдегид.

Астрономам гораздо легче увидеть эти вещества в космосе в газообразном состоянии. Однако «Вебб» открывает новые возможности, рассматривая их в твердом состоянии льда.

Это поможет ученым, когда они постараются понять, откуда происходят химические элементы, из которых возникла жизнь на нашей планете.

«Несмотря на то, что мы обнаружили больше льда, чем сообщалось ранее, количество «легких элементов» (углерода, водорода, кислорода, азота и серы), присутствующих в нем, все еще меньше, чем мы ожидали», — говорит доктор Гелен Фрейзер из Открытого университета в Британии.

«Для астрономов это очень увлекательно, ведь свидетельствует о том, что мы еще не все понимаем в межзвездной химии; и это заставляет нас не только продолжать наблюдение, но и экспериментировать в лаборатории» , — говорит ученая.

Вблизи новообразованной звезды ледяные частицы пыли, как в Хамелеоне I, в основном испаряются, но на большем расстоянии они могут сохраняться и соединяться между собой, образуя кометы.

<p По словам доктора Мартина Маккустра из университета Гериот-Ватт в Британии, такие кометы могут иметь большой химический запас, который они впоследствии могут перенести на планеты. "Считают, что в случае Земли "груз", который доставили кометы, стал частью "органического супа", из которого развилась жизнь", — сказал BBC News

Телескоп «Джеймс Уэбб» является общим проектом космических агентств США, Европы и Канады.