Автор фото bas.ac. uk

Украина планирует приобрести легендарное британское научно-исследовательское судно RRS James Clark Ross.

Это ледокол, который провел много экспедиций для Британской антарктической службы (British Antarctic Survey, BAS), а скоро может стать судном украинского Национального антарктического научного центра.

По словам директора центра Евгения Дикого, оно может стоить Украине символические, как для такого судна, 5 млн долларов.

Что известно о британском ледокол, который скоро может ходить в Южный океан под украинским флагом?

Флагман BAS

Автор фото bas.ac.uk

RRS James Clark Ross назван в честь Джеймса Кларка Росса — британского военного моряка и исследователя, который в XIX веке на кораблях «Террор» и «Эребус» совершил самую большую для своего времени экспедицию в Антарктику, а позже участвовал в поисках пропавшей экспедиции Франклина в Арктике.

Это ледокол длиной почти 100 метров и водоизмещение 5732 тонн.

Как сравнивает сайт Defence Express, флагман украинского военного флота фрегат «Гетман Сагайдачный» при длине 122 метра имеет водоизмещение в 3642 тонн.

RSS в названии «Джеймса Кларка Росса» означает «Royal Research Ship» — «королевское исследовательское судно».

Оно специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях.

На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в средней части судна.

Автор фото bas.ac.uk

Еще в нем есть веб-камера, которая показывает вид с судна во время экспедиций или стоянки в портах, а на сайте Британской антарктической службы является детальный виртуальный тур по судну .

James Clark Ross делает очень мало шума, что позволяет ему использовать чувствительную акустическую аппаратуру.

Судно может идти со скоростью 2 морских узла (почти 4 км в час) через равное ледовое поле толщиной 1 метр, а максимальная ледовая преграда на его пути может достигать 4 метра.

Чтобы облегчить проход через паковый (многолетний), лед система сжатого воздуха раскачивает судно, расширяя таким образом путь.

Автор фото bas.ac.uk

James Cl ark Ross спустили на воду 1 декабря 1990 и с 1991 года оно было штатным судном Британской антарктической службы (вместе с другим ледоколом RRS Ernest Shackleton, который в 2019 году передали Норвегии, а затем Италии).

За эти годы «Джеймс Кларк Росс» совершил много экспедиций в Антарктику, где изучал изменения климата, и айсберги, а также обеспечивал британские и другие антарктические миссии.

А во время полярной зимы в Антарктике ледокол парцював на другой стороне Земли — в Арктике.

На его борту могут находиться несколько десятков ученых и более 20 членов экипажа.

Автор фото Евгений Прокопчук

Именно на этом судне первая украинская антарктическая экспедиция добралась станции «Академик Вернадский» в 1996 году.

Ледокол периодически подходит к украинской станции.

Украинские полярники неоднократно рассказывали BBC News Украины о визитах британской команды на «Академик Вернадский» и экскурсии украинский на само судно — JCR, как его упрощенно называют .

Автор фото RICH TURNER

Сейчас James Clark Ross планируют заменить на более новый ледокол RRS Sir David Attenborough.

В 2021 году судно отработало свой последний сезон как флагман BAS.

Сколько это будет стоить

Несмотря на то, что «Джеймсу Кларку Россу» уже более 30 лет, директор НАНЦ Евгений Дикий говорит, что он еще может работать в южных морях много лет.

«По оценке экспертов Николаевского морского технического университета, судно пригодно к эксплуатации в течение следующих 20-25 лет. Этого хватит для целого поколения украинских ученых», — рассказал Евгений Дикий в комментарии «Общественном».

Он также открыл, что уже завершились переговоры с участием посольств Украины и Великобритании о закупке James Clark Ross.

По словам Евгения Дикого, стоимость британского ледокола для Украины может составить 5 млн долларов, хотя изначально британцы говорили о 10 млн долларов.

Также Украине нужно будет профинансировать доставку судна в Украину и научное дооснащения.

Правительство Украины уже выделил средства на это, но окончательно завтредиты их еще предстоит Верховная Рада.

Автор фото НАНЦ

Исследовательское судно — давняя потребность украинских ученых и полярников. Ежегодно Украина приходится фрахтовать иностранное судно для того, чтобы доставлять антарктические экспедиции на «Академик Вернадский» и забирать их оттуда.

«Cподиваемося, что украинские полярники уже в этом году отправятся на ледяной континент на собственном судне под флагом Украины, а одновременно с исследованиями на» Вернадскому «начнутся работы наших ученых в открытом океане», — надеются в Министерстве науки и образования Украина.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь