Автор фото Fernando Fueyo

В пещере на побережье Кении археологи обнаружили человеческое погребение, которому около 78000 лет. Это делает находку самой древней из известных науке могил в Африке, откуда вышли предки современного человека.

Найденные в пещере Панга-я-Саиде останки — череп и фрагменты скелета, которые неплохо сохранились, — принадлежат ребенку двух-трех лет.

К сожалению, установить пол ребенка ученым не удалось: кости у мальчиков и девочек в таком возрасте практически идентичны, а в необходимых для анализа фрагментов ДНК не сохранилось.

в конце концов археологи назвали находку Мтото — так звучит слово «ребенок» на местном языке суахили.

По словам профессора Николь Буавен, директора Института истории человечества им. Макса Планка и основного автора исследования, детали захоронения не оставляют сомнений: перед тем, как похоронить тело Мтото под землей, кто потратил немало времени и сил на то, чтобы достойно провести ребенка на тот свет.

Автор фото Jorge González/Elena Santos

» Совершенно очевидно, что кто-то выполнил очень кропотливую работу, — говорит профессор Буавен. — Расположение костей позволило в деталях реконструировать процесс захоронения: ребенка укутали в нечто вроде плащаницы, ее голову положили в своеобразную подушку, специально для нее выкопали могилу — не просто нашли какое-то углубление в земле … «.

Несмотря на то , что предки современного человека зародились именно в Африке (на это указывают многочисленные следы цивилизации), до сих пор археологам практически не удавалось обнаружить на Черном континенте захоронений времен раннего и даже среднего палеолита (то есть древних за 30-40 тысяч лет).

Поэтому с этой точки зрения находка представляет для науч вцив особый интерес.

Забота о мертвых как продукт эволюции

Раскопки в Панга-я-Саиде — цепи древних пещер длиной почти 1 километр на севере Кении — начались в 2010 году, после того как там обнаружили одну из древнейших стоянок каменного века.

Автор фото Mohammad Javad Shoaee

Сейчас от моря ее отделяют почти 15 километров суши, однако в течение тысячелетий это расстояние сильно менялась в зависимости от уровня воды. По данным ученых, первобытные люди, поселившиеся здесь почти 80000 лет назад, занимались рыболовством, охотой и собирательством.

Собранные за 10 лет раскопок артефакты рассказали археологам кучу подробностей о том, как развивались древние орудия труда.

Например, более 10 000 лет эволюции ушло на то, чтобы наши предки научились делать из камня не только примитивные топоры, но и более мелкие инструменты и детали, вроде наконечников стрел.

Еще через два тысячелетия появились первые украшения из яичной скорлупы и раковин моллюсков. А через два тысячелетия как материал начали использовать кости животных.

Однако подобные находки на территории Африки делали и раньше, а вот обнаружения древнего захоронения стало уникальным. Ведь от всех других животных наших предков отличала именно традиция отдавать дань погибшим близким, которую Николь Буавен называет «одним из наиболее определяющих человеческих качеств».

«Только человек обращается с мертвыми сородичами с таким же уважением, как с живыми. и вот это уважение, это забота, я бы даже сказала нежность, с которой ребенка будто положили в кроватку с подушкой, — все это свидетельствует о том, что человек, который ее вкладывала, жила не только в мире физическом, но и в мире символов «.

Загадка

Древнейшие кости (точнее их фрагменты) нашли в ходе раскопок еще в 2013 году. Два крошечных зубы заставили археологов предположить, что они имеют дело с человеческими останками.

Но только через четыре года спустя археологам удалось добраться до могилы Мтото, над которой за десятки тысячелетий выросло почти три метра земли.

Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы укрепить наполовину истлевшие кости и извлечь их на поверхность, подтвердив версию о том, что скелет принадлежит ребенку вида Homo Sapiens.

Автор фото Martinón-Torres, et al., 2021

Впрочем, и тогда археологи еще не до конца понимали, что именно нашли. Только проведенный впоследствии лабораторный анализ подтвердил их самые смелые догадки: кто-то осторожно вложил мертвого ребенка на правый бок, придав ей вид спящей, завернул в плащаницу, после чего опустил в предварительно вырытую могилу.

Повторный анализ в Национальном исследовательском центре истории человечества в испанском Бургосе, который проводился с использованием компьютерного моделирования, подтвердил выводы Национального музея в Найроби. По крайней мере такая версия кажется ученым наиболее правдоподобной.

«Понятно, что в археологии вообще ни в чем нельзя быть уверенным на 100%: мы же не можем вернуться в прошлое и увидеть сам процесс захоронения, — объясняет профессор Буавен . — Так же мы не можем залезть в голову древнему человеку, чтобы понять, чем именно она руководствовалась «.

» Но в каких-то вещах мы все-таки можем быть вполне уверенными, и наше объяснение выглядит по меньшей мере очень убедительным «.