Автор фото Science Photo library

Одна из главных загадок пандемии коронавируса состоит в том , что одни люди болеют практически без симптомов, а другие оказываются в реанимации.

Обследование более двух тысяч пациентов реанимационных отделений показали, что все они имели гены, которые могут усиливать симптомы Covid-19.

Результаты исследования опубликовали в журнале Nature.

Это может объяснить, где именно происходит сбой в иммунной системе, и помочь подобрать новые методы лечения.

А в таком лечении , необходимость не отпадет даже с появлением новых вакцин, считает консультант Королевской больницы Эдинбурга, профессор Кеннет Бэйли, который возглавлял Геномный проект (Genomicc project).

«Вакцины имеют резко снизить заболеваемость, однако, скорее всего, врачи во всем мире еще много лет будут лечить больных в отделениях реанимации, поэтому необходимо срочно искать новые методы лечен ния «, — убежден профессор Бейли.

Агрессивные клетки

В ходе исследования ученые изучили ДНК пациентов почти 200 отделений реанимации британских больниц, которые попали туда с диагнозом» коронавирус «.

Затем геномы этих людей сравнили с геномами здоровых, чтобы выявить возможные разногласия и нашли несколько. Первым из них оказался ген TYK2.

«Этот ген является частью системы, что делает ваши иммунные клетки более агрессивными», — объясняет профессор Бейли.

Но если этот ген имеет дефект, иммунная система может перегреться, и тогда может начаться сильное воспаление, опасное для легких больного.

для сдерживания таких процессов (например, ревматоидного артрита) применяют антивоспалительные лекарства, однако помогут ли они в случае с коронавируса, можно выяснить во время масштабных клинических испытаний.

Мало интерферона?

Генетические различия также обнаружили в гене DPP9, который важен при воспалениях, и в гене OAS, что препятствует репликации вируса.

Автор фото Getty

У пациентов отделений реанимации также нашли вариации гена IFNAR2, связанный с выработкой интерферона — мощной антивирусной молекулы, которая запускает иммунную систему при первом признаке инфекции.

Считают: если организм изделии ет слишком мало интерферона, это дает вирусу преимущество, он успевает быстро размножиться, и это усиливает болезнь.

Интерферон можно использовать для лечения, однако ВОЗ, по результатам клинических испытаний, пришла к выводу, что он не помогает больным в тяжелой форме.

Однако, как утверждает профессор Университета Рокфеллера в Нью-Йорке Жан-Лоран Казанова, который изучал влияние интерферона, важным является момент начала его употребления.

«Думаю, если начать лечение в первые один-два-три-четыре дня с момента заболевания, интерферон работать, поскольку он даст организму молекулы, которые пациент не может производить самостоятельно «, — говорит профессор Казанова.

Когда все плохо

по словам генетика из Имперского колледжа Лондона доктора Ванессы Санчо-Шимицу, новые открытия в области генетики позволили детально изучить биологические механизмы заболевания.

«Это хороший пример сверхточной медицины, когда мы можем определить сам момент, когда-то в организме пошло не так, — рассказала она в интервью ВВС. — Результаты этих генетических исследований помогут нам выявить пути дальнейшего терапевтического вмешательства «.

При этом геном не спешит открывать все свои тайны.

Геномный проект и ряд других исследований уже обнаружили генные кластеры на хромосоме 3, тесно связанные с тяжелыми симптомами заболевания, однако биологическое основание этих процессов пока не выяснили.

Поэтому генетики намерены расширить круг пациентов, вовлеченных в исследование.

» нам интересны все пациенты, но особенно хотелось бы видеть представителей этнических меньшинств, которых непропорционально много среди тяжелобольных, — говорит профессор Бейли. — К тому же срочно нужно найти новые методы лечения этого заболевания. Мы должны сделать правильный выбор, что именно тестировать в первую очередь, ведь времени на ошибки у нас нет «.