Тысячи лет люди верили, что Луна влияет на их поведение и самочувствие, пока современная медицина не опровергла эту идею. Однако последние исследования свидетельствуют, что в древних теориях была значительная доля правды.

В психиатрической клинике Дэвида Эвери в Сиэтле сидел 35-летний мужчина, который работал инженером. Он попал в больницу 2005 года с жалобой на бурные колебания настроения, в частности суицидальные фантазии и зрительные и слуховые галлюцинации.

У мужчины также были серьезные нарушения сна, от полного бессонницы до 12 часов в постели подряд.

Как человек, который привыкала решать задачи, мужчина вел подробный дневник своего состояния, пытаясь выяснить, что с ним происходит.

Когда Эвери посмотрел на эти записи, он заметил, что колебания настроения и сна пациента точно отражали фазы Луны.

Сначала Эвери отверг идею о сомнамбулизм. Несмотря на явную синхронизацию состояния мужа с Лунным календарем, врач не имел рационального объяснения этому.

Пациенту назначили препараты и светотерапию, а через некоторое время выписали из клиники.

Двенадцать лет назад известный психиатр Томас Вейер опубликовал статью, в который описал историю 17 пациентов с циклическим биполярным расстройством — болезнью, в которой состояния депрессии и мании регулярно чередуются.

В этих случаях прежде всего поражало то, что циклы сменяли друг друга с неприсущей биологическим процессам точностью, объясняет профессор Вейер, который работает в Национальном институте психического здоровья в Бетесде, США.

Колебания настроения у некоторых пациентов удивительным образом совпадают с фазами Луны

«Это заставило меня задуматься о возможном внешнем воздействии, и Месяц оказался наиболее очевидным предположением», — добавляет он.

Слово «лунатик» происходит от латинского lunaticus, то есть «под властью луны». Греческий философ Аристотель и римский натуралист Плиний Старший были убеждены, что причиной сумасшествия и эпилепсии является Месяц.

Существует поверье, что роды у женщин чаще всего начинаются из-за полного Месяца, но никаких научных доказательств этому нет.

Так же как и свидетельств того, что лунный цикл влияет на всплески агрессии в психиатрических пациентов или заключенных. Хотя некоторые исследования показывают, что в свете Луны количество уличных преступлений действительно растет.

Впрочем, что касается влияния Луны на сон, некоторые доказательства все же есть.

Исследование 2013 года, проведенное в жестко контролируемых условиях лаборатории сна, обнаружило, что в полнолуние люди засыпают в среднем на пять минут дольше, а спят всего на 20 минут меньше.

МРТ-наблюдения за мозговой активностью участников эксперимента также показали, что фаза глубокого сна у них снизилась на 30%.

Точность выводов, однако, поставили под сомнение другие ученые, которые отметили, что это исследование, как и любое другое, не наблюдало за фазами сна отдельных пациентов в течение целого лунного цикла или многих месяцев.

Античные философы считали, что лунный свет вызывает безумие, отсюда происходит и термин «лунатизм»

Луна влияет на Землю несколькими способами. Первый и наиболее очевидный — это лунный свет, количество которого колеблется в зависимости от фазы Луны. Каждые 29,5 дней наступает полнолуние, а через 14,8 дня появляется молодой Месяц.

Кроме того, гравитационное притяжение Луны каждые 12,4 часа вызывает отливы и приливы океанов.

Высота уровня воды также меняется в течение 14,8-дневного цикла от квадратурного (наименьшего) до сизигійного (крупнейшего) приливов, которые регулируются совместным действием силы притяжения Луны и Солнца.

А также в течение 13,7-дневного «цикла снижения», которым руководит положения Луны относительно экватора Земли.

Именно с этими двухнедельными циклами приливов, кажется, и синхронизировался психическое состояние пациентов профессора Веера.

Связь между лунным и маниакально-депрессивным циклами является вполне вероятным

Дополнительным доказательством влияния Луны на настроение этих пациентов стало открытие еще одного лунного цикла, который повторяется каждые 206 дней.

Это так называемое «Суперлуние» — фаза, когда Луна максимально приближается к Земле.

Энн Вірц-Джастис, хронобиолог психиатрической больницы Базельского университета в Швейцарии, говорит, что связь между лунным и маниакально-депрессивным циклами является вполне вероятным, но сложным.

«Никто и понятия не имеет, каков его механизм», — добавляет исследовательница.

Кое-кто верит, что яркий лунный свет может нарушить сон и влиять на настроение

Теоретически свет полной Луны может нарушать сон и влиять на настроение.

Прежде всего это касается биполярных пациентов, у которых эпизоды болезни вызванные суточными ритмами. Есть даже некоторые доказательства того, что лишение сна может вывести таких пациентов из депрессии.

Впрочем, по мнению профессора Веера, дело не в самом лунном свете.

«В современном мире существует столько светового загрязнения, и мы так много времени находимся под воздействием искусственного света в помещении, что вряд ли наш организм способен заметить колебания уровня лунного света», — отмечает ученый.

Очевидно, это связано с другими факторами, наиболее вероятным из которых является гравитационное притяжение Луны.

Дело в том, что оно вызывает незначительные колебания магнитного поля Земли, к которым некоторые люди могут быть чувствительными.

Безусловно, некоторые исследования связывают солнечную активность с увеличением инфарктов и инсультов, эпилептических припадков, шизофрении и самоубийств.

Когда солнечные вспышки или коронарные выбросы массы достигают магнитного поля Земли, возникают невидимые электрические токи.

Они являются достаточно прочными, чтобы вывести из строя электросети, а также, по мнению некоторых ученых, влиять на электрически чувствительные клетки сердца и мозга.

Месяц — совсем не удаленное космическое тело, он постоянно влияет на нашу планету и ее обитателей

Хотя некоторое время считали, что люди в отличие от некоторых рыб, птиц и насекомых не испытывают воздействия магнитного поля, недавнее исследование доказало обратное.

Когда во время эксперимента человек подвергался воздействию магнитного поля, в ее мозгу происходило заметное снижение активности альфа-волн. Альфа-волны производятся, когда мы не спим, но не выполняем каких-то конкретных действий.

Роль этого эффекта остается неясной. Возможно, это побочный следствие эволюции, который пока нет никакого значения для человека.

В последние десятилетия многочисленные исследования доказали влияние магнитного поля на живые организмы

Или магнитные изменения в окружающей среде адаптируют определенным образом химический состав нашего мозга, но как именно, нам пока неизвестно.

Профессор Вейер является сторонником магнитной теории, поскольку в последние десятилетия многочисленные исследования доказали влияние магнитного поля на живые организмы.

Например, в фруктовых мушек роль магнитного сенсора специфический белок криптохром выполняет.

Криптохром является ключевым компонент молекулярных часов, регулирующего суточные «циркадные» ритмы в наших клетках и тканях, в частности в мозге.

Если такие же процессы происходят и в организме человека, они вполне могли бы объяснить резкие смены настроения, которые наблюдают при биполярном расстройстве.

«Во время колебаний настроения у таких пациентов заметно нарушаются суточные ритмы и цикл сна», — объясняет профессор Вейер.

Гравитационное притяжение Луны вызывает ежедневные приливы мировых океанов и морей

Впрочем, хотя криптохром является важным элементом циркадного часов и у людей, у нас он работает несколько иначе и вряд является чувствительным к магнитным колебаниям.

Возможно, пациенты Веера и Эйвери реагируют на гравитационное притяжение Луны так же, как океаны.

Однако хотя тело человека и содержит до 75% воды, ее количество нельзя сравнить с океаном, поэтому с физической точки зрения, такие колебания были бы совершенно не заметными.

Впрочем, как утверждают биофизики, суточные колебания гравитации, вызванные Луной, отражаются на объеме каждой молекулы воды — даже если эти изменения и слишком крохотные.

«В результате молекулы воды движутся от центра клетки наружу или наоборот, в зависимости от направления гравитационной силы — и это может влиять на весь организм», — объясняет Йоаким Фізан, исследователь из Института Макса Планка в Германии.

Приливы влияют на каждую молекулу воды на Земле

Если растительные клетки действительно являются чувствительными к приливов, что ученый сейчас проверяет, то нет причин, почему бы клетки человеческого организма реагировали бы иначе.

Учитывая то, что жизнь зародилась в Мировом океане, некоторые наземные организмы могут и до сих пор сохранять механизм прогнозирования приливов, даже если он больше не имеет практического применения.

Ученые пока что ни доказали, ни опровергли это предположение.

Но ни один из ученых, которых мы попросили прокомментировать случай доктора Веера, не отрицали возможность того, что настроение пациентов с биполярным расстройством может коррелировать с гравитационными циклами Луны.

«Пока я не нашел ответа, как именно действует этот механизм, но то, что я обнаружил, поднимает важные вопросы», — подытожил исследователь.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

• Наука
  • Сон
  • Психическое здоровье
  • Здоровья

75 КОММЕНТАРИИ

1. Hmm is anyone else experiencing problems with the images on this blog
    loading? I’m trying to figure out if its a problem on my end or
    if it’s the blog. Any feed-back would be greatly
    appreciated.

2. It is appropriate time to make a few plans for the future and it’s time to be happy.
    I’ve read this submit and if I may I wish to suggest you few fascinating issues
    or advice. Perhaps you could write next articles referring to this article.
    I wish to learn even more issues about it!

My blog — cara masuk id test ntc33 (918kiss-m.com)

3. My developer is trying to persuade me to move to .net from PHP.
    I have always disliked the idea because of the costs.

But he’s tryiong none the less. I’ve been using Movable-type on various websites for about a year and am worried
    about switching to another platform. I have
    heard excellent things about blogengine.net.
    Is there a way I can import all my wordpress posts into it?
    Any kind of help would be really appreciated!

Feel free to visit my site :: Club suncityapk

4. Excellent post. I was checking continuously this blog and I’m
    impressed! Very helpful information specially the last part :
    ) I care for such information a lot. I was seeking this particular information for a long time.

Thank you and good luck.

my blog — slot ok388 — Felisha,

5. Hi I am so grateful I found your website, I really found you by
    mistake, while I was browsing on Askjeeve for something else,
    Anyways I am here now and would just like to
    say thank you for a tremendous post and a all round interesting blog (I also love the theme/design), I
    don’t have time to read through it all at the minute but I have book-marked
    it and also added your RSS feeds, so when I have time I will be back to read more, Please do
    keep up the great job.

my page: greatwall99apk ios [918kiss-m.com]

6. Hello great website! Does running a blog such as this take a massive amount work?
    I have no understanding of computer programming however I had been hoping to start my own blog in the near future.
    Anyhow, should you have any ideas or techniques for new blog owners please share.
    I know this is off subject but I simply wanted to ask.
    Kudos!

Feel free to visit my web blog lpe88 vip

7. Having read this I thought it was rather enlightening. I appreciate you finding the time and energy to
    put this informative article together. I once again find myself spending
    a significant amount of time both reading and posting comments.
    But so what, it was still worth it!

8. First off I would like to say wonderful blog! I had a quick question in which I’d
    like to ask if you don’t mind. I was curious to find out how
    you center yourself and clear your thoughts before writing.
    I’ve had trouble clearing my thoughts in getting
    my thoughts out. I do enjoy writing however it just seems like the first 10
    to 15 minutes are usually lost just trying to figure out how to begin. Any ideas or tips?

Kudos!

Look into my page https://kebe.top/

9. Attractive section of content. I just stumbled upon your web site and in accession capital to assert that I
    acquire in fact enjoyed account your blog posts. Anyway I will be subscribing to
    your augment and even I achievement you access consistently fast.

Also visit my web site — khoquet.com

10. I know this if off topic but I’m looking into starting my own blog and was curious
    what all is required to get set up? I’m assuming having a blog like
    yours would cost a pretty penny? I’m not very internet smart so I’m not 100% sure.
    Any suggestions or advice would be greatly appreciated.
    Kudos

Here is my blog: https://www.memorytoday.com/modules.php?name=Your_Account&op=userinfo&username=ZielinskiLarry

11. What i do not realize is actually how you’re no longer
    actually much more smartly-favored than you might be now.
    You’re very intelligent. You already know thus significantly in terms of this topic,
    produced me personally consider it from numerous numerous angles.
    Its like women and men aren’t interested until it’s one thing to accomplish
    with Girl gaga! Your personal stuffs great. Always care for it up!

Feel free to visit my webpage … kebe.top

12. Hi there! I know this is kind of off topic but I was wondering which
    blog platform are you using for this site? I’m getting sick and tired of WordPress because I’ve had issues with hackers and
    I’m looking at options for another platform. I would be
    awesome if you could point me in the direction of a good platform.

13. Hi would you mind letting me know which webhost you’re working with?
    I’ve loaded your blog in 3 completely different web browsers and I must say this blog loads a lot faster then most.
    Can you recommend a good internet hosting provider at a honest price?
    Cheers, I appreciate it!

Look into my web page pansionat.com.ru

14. I in addition to my friends ended up reading through the great secrets and
    techniques found on the blog then the sudden I got
    a terrible feeling I had not expressed respect to the site
    owner for them. The young men ended up so warmed to study all of them and have now in truth been enjoying these things.
    I appreciate you for turning out to be well helpful and for choosing some
    extraordinary areas millions of individuals are really desperate to discover.
    Our own sincere apologies for not expressing gratitude to sooner.

Also visit my web site; frun-test.sakura.ne.jp

15. Thanks a ton for being my lecturer on this area. We enjoyed the article very
    much and most of all enjoyed the way in which you handled the areas I considered to
    be controversial. You’re always extremely kind to readers
    really like me and help me in my life. Thank you.

Here is my web-site donkhamin.go.th

Please enter your comment!
Please enter your name here