Креативность — это дар? Нет, на мнение тех, кто преподает ее как предмет. Развить свой творческий потенциал может каждый, уверены специалисты. Как именно, выяснял обозреватель BBC Future.

Или учителя должны поощрять детей к свободному творчеству?

Можно ли научиться творчеству? Когда мы смотрим на выдающихся художников, музыкантов или предпринимателей, нам кажется, что креативность — это дар, которым природа наделила лишь избранных.

А простые смертные этим могут лишь восхищаться.

Однако в последнее время все чаще звучат разговоры о том, что творческому мышлению можно научить, и начинать надо как можно раньше.

Хотя секрет гениальности остается неуловимым, исследования свидетельствуют, что научиться продуцировать оригинальные идеи — вполне реально.

В некоторых школах уроки креативности уже стали отдельным предметом.

Впрочем, как именно преподаватели зажигают творческую искру? Возможно, эти методики должны получить более широкое применение?

Школьную систему образования всегда критиковали за то, что она не развивает творческий потенциал детей. В речи на TED педагог и писатель Кен Робинсон заявил, что нынешняя система образования убивает врожденные творческие способности учащихся.

Робинсон, очевидно, поднял очень актуальный вопрос, его выступление собрало рекордное количество просмотров.

Впрочем, действительно ли современная школа подавляет творческое мышление? Выводы исследователей неоднозначны.

Психолог из Западного резервного университета Кейса в Кливленде Сандра Русс протяжении 23 лет изучала детскую игру.

Игры современных детей является более причудливыми

Исследовательница предлагала маленьким американцам двух кукол и три кубика и наблюдала за тем, что именно они делали с игрушками.

Она обнаружила, что за все время, начиная с 1980-х годов, наиболее затейливые сценарии игр были у современных детей.

Впрочем, способность мыслить творчески в формальных условиях класса постепенно снижается.

Например, популярный тест на креативность, в ходе которого детям предлагают придумать альтернативные способы использования какого-либо предмета, как книга или жестянка, показывает худшие результаты у сегодняшних школьников, чем в 1990-е годы.

Возможно, это следствие стандартизированных тестов, которые поощряют детей к единой правильного ответа и не оценивают способность мыслить иначе.

Некоторые исследования подтверждают, что это именно так.

Джек Гонсало из Корнельского университета в Итаке, штат Нью-Йорк, обнаружил, что дети, которые старались выделиться на фоне сверстников, впоследствии показывали гораздо лучшие результаты в тестах на креативность.

«Мы должны изменить среды, в которых детей учат отвечать стандартам, а не мыслить оригинально», — заключает Гонсало.

Джерард Пуччіо из Государственного колледжа Буффало в Нью-Йорке утверждает, что еще никогда в истории не было так важно обучать людей навыков творческого мышления.

«Креативность больше не роскошь. Это способ выживания», — говорит он.

Промышленность развивается там, где процветает творчество. Сравните, например, Кремниевую долину и упадок автомобильной индустрии Детройта.

Пуччіо возглавляет Международный центр обучения креативности, первый в мире факультет такого типа.

Исследования показали, что техника мозгового штурма (быстрого генерирования идей без критического осмысления) является малоэффективной

Своим основанием он обязан Алексу Осборну, бывшему рекламщику с Мэдисон авеню, который работал в середине XX века. Его компания BBDO стала прототипом рекламного агентства «Стерлинг Купер» из сериала «Безумцы».

Чтобы получать лучшие идеи от своих сотрудников, Осборн начал экспериментировать с техниками развития творческого мышления.

Одной из них, например, был популяризованый им метод мозгового штурма.

Когда Осборн ушел на пенсию, он понял, что развивать творческий потенциал людей надо с молодого возраста, и так был создан факультет креативности в Колледже Буффало.

Сегодня многие университеты мира предлагают похожие курсы.

Но как именно учат креативности на них? Пуччіо рассказывает своим студентам, что творческий процесс происходит в четыре этапа: выяснение, формулировка идей, разработка и реализация.

На первом этапе важно выяснить, правильно сформулирована проблема. На втором — нужно исследовать все возможные идеи решения проблемы. Разработка и реализация должны показать, что идея — практичная и убедительна для других.

Этап предложение идей, очевидно, больше всего связан с инновационным мышлением. Именно на нем и применяют технику мозгового штурма.

Его цель состоит в том, чтобы заставить мозг выйти из чисто аналитического состояния, в котором он склонен сосредотачиваться на одном решении. Задача — генерировать как можно больше идей, игнорируя другие варианты.

Несфокусований ум скорее способен к нестандартным ассоциаций, которые помогут изобрести новое решение проблемы.

Во время обсуждения профессор Пуччіо предлагает своим студентам связать идею, которую они презентуют, с любым, на первый взгляд, не связанным с дискуссией, предметом.

«Это заставляет мозг отказаться от старых моделей и искать новые. Именно так изобретателям удается сделать прорыв», — объясняет он.

Исследователи обнаружили, что лежание на спине в расслабленном состоянии способствует творческому мышлению

Научные исследования подтверждают, что определенное физическое состояние может способствовать творческому мышлению.

Например, Джойдип Бхаттачарія из Голдсмитского колледжа в Лондоне доказал, что нестандартное решение проблемы чаще приходит на ум, когда человек находится в расслабленном состоянии.

Другое исследование, проведенное австралийцами, показало, что люди лучше решают головоломки, лежа на спине, чем стоя.

Возможно, когда тело расслаблено, разум начинает исследовать различные идеи, которые автоматически отбрасывает в сосредоточенном состоянии.

Кроме разнообразного мышления, признаком плодотворного творчества является рождение практической и убедительной идеи.

«Ведь креативность не означает создания причудливых вещей», — отмечает Пуччіо.

Это, однако, противоречит общепринятым методам поощрения к творчеству.

Например, мозговой штурм, по мнению многих исследователей, не является эффективной техникой, поскольку он побуждает к любых идей, какими бы абсурдными они не были, и не предполагает обсуждения или критику.

Психолог Чарлан Немет из Калифорнийского университета в Беркли уверена, такие сессии были бы намного продуктивнее, если бы люди могли бы высказывать мнение по поводу предложенных решений.

«Это не ради критики как таковой, а для побуждения к нестандартных, но обоснованных решений», — объясняет она.

Впрочем, что это означает для школьного образования?

Имеем ли мы выбросить учебники, отказаться от экзаменов и не заставлять школьников зубрить предмет? Или учителя должны поощрять детей думать о чем-то своем, вместо того, чтобы сконцентрироваться на теме урока?

Некоторые результаты исследований креативности вызывают скепсис. Однако, обсуждение того, как реализовать их в учебном процессе, является чрезвычайно важным.

Например, никто не утверждает, что развитие творческого мышления должно быть за счет понимания предмета. Ведь трудно дойти нетипичного решения проблемы, если же проблема вам не понятна.

Но работодатели XXI века требуют от своих специалистов творческого подхода к решению проблем. Было бы хорошо, если бы и учителя могли оценить это качество в своих учениках.

Однако, к сожалению, сегодняшние школьные программы часто отбивают желание мыслить нестандартно, отмечает Пуччіо.

Важно также понимать, что техники развития креативности не сделают в один миг из обычного ребенка Эйнштейна или Пикассо. Ведь гениальности научить нельзя.

Однако вполне возможно научить более творческом повседневной мышлению, которое будет способствовать лучшим результатам как в учебе, так и во взрослой профессиональной жизни.

Пуччіо называет это креативом с маленькой буквы. Он убежден, что такой талант есть у всех нас.

«Вы человек, и у вас есть воображение, — говорит он. — Творчество — у нас у всех в крови».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

комментарии закрыты.