Flight shame, буквально «стыд за авиаперелет», — новое движение экоактивистов, которые призывают отказаться от самолетов и заново открыть радость медленных путешествий.

В прошлом месяце я впервые за пять лет ступила на борт самолета.

Я летела из Лондона через Атлантику, чтобы встретиться с моим другом в Коста-Рике. Последний раз я путешествовала самолетом 2014 года. Я жила тогда в Бордо во Франции и летала на девичник к моей сестре в Шотландию.

Обычно я ездила к ней в гости на поезде, но в этот раз у меня не было столько времени, и следовательно, я нехотя купила авиабилет.

Причиной, почему я так упорно избегаю самолетов, есть огромный углеродный след, которые они оставляют. Еще подростком я начала остро чувствовать вину за изменения климата, вызванные деятельностью людей.

Авиаперелеты ответственные за огромные выбросы вредных газов. Так я дала себе обещание пользоваться самолетами только в случае крайней необходимости.

Я такая не одна. В течение последних нескольких лет в Европе набирает обороты экологическое движение под названием flight shame (буквально «соромлення за путешествия самолетами»), или шведской flygskam, ведь начали его именно шведы.

Поездка на поезде оставляет гораздо меньше выбросов углерода, чем путешествие самолетом на такое же расстояние

Термин означает чувство вины за быстрое удовольствие, которое мы получаем, пользуясь самолетами, несмотря на то, что вполне осознаем объем вреда, который они наносят планете.

Протест против авиаперелетов не только стимулирует развитие наземных видов транспорта, в частности железной дороги, но и усиливает давление на политиков, которые должны привлечь должное внимание к проблеме климатических изменений.

Но, кроме того, он также меняет наше представление о том, как, почему и куда мы путешествуем.

Медленная путешествие

Хотя слово «стыдить» имеет отрицательное значение, цель движения — вполне положительная. Важно, что речь идет не о соромлення других людей за то, что они летают, а об изменении собственного подхода к путешествиям.

«Отказаться от самолета не означает отказаться от путешествий», — отмечает Анна Хьюз, одна из организаторов кампании Free Flight 2020 в Великобритании.

«До многих мест можно добраться другим транспортом», — добавляет активистка.

Например, поездом, углеродный след которого в десять раз меньше, чем у самолета.

Большой потенциал имеют скоростные поезда. Статистика показывает, что скоростные железнодорожные рейсы уменьшают пользования авиатранспортом на том же маршруте на целых 80%.

«Поезд — это круто» — новый лозунг экоактивистов

Кроме того, поездка поездом соответствует новой философии «медленных путешествий».

За пять лет пользования наземным транспортом я научилась получать удовольствие от дороги.

Долгие разговоры с парой иранских путешественников в ночном поезде до Вероны, потягивания виски в баре спального поезда до Эдинбурга.

Климатический социолог Роджер Таерс недавно вернулся из Китая. Поездка на поезде длилась две недели. Звучит ужасно? Но человек светится от счастья.

«Я видел столько невероятного, чего никогда не увидишь с самолета. Это было фантастическое путешествие», — говорит он и перечисляет ряд преимуществ: цифровой детокс, чтения, разговора и ни джетлагу.

«К тому же осознаешь размер нашей планеты и ее потрясающее разнообразие», — добавляет он.

Углеродный бюджет

Рейс из Лондона в Москву и обратно потратит пятую часть вашего летнего «углеродного бюджета».

Это — объем выбросов углерода от деятельности одного человека за год, которого мы все должны достичь к 2030 году, чтобы избежать опасного уровня глобального потепления.

Если отправиться в ту же путешествие на поезде, вы используете лишь одну 50-ю часть вашего годового бюджета.

Вред от авиаперелета удваивается, если учесть эффект нагрева от других выбросов в атмосферу, как водяная пара в конденсационном следа самолета и окислы азота, которые выделяются на большой высоте.

Объем выбросов надо утроить, если вы летите бизнес-классом вместо эконома, поскольку использование ценного пространства в самолете в таком случае гораздо менее эффективно.

Первыми отказаться от авиаперелетов должны ученые, изучающие изменения климата. Так же, как не может быть курильщиком врач, который агитирует за здоровый образ жизни

Движение флайтшеймінгу начался в 2017 году, когда шведский певец Штафан Линдберг объявил, что отказывается летать.

Его последствия в Швеции уже заметны. По сообщению национальных авиалиний Swedavia AB, за первые три месяца 2019 года число пассажиров в 10 аэропортах компании снизилось на 3%.

В целом в 2018 году почти четверть шведов сократили свои авиаперелеты за негативное воздействие на климат.

Движение активно поддержали шведские ученые.

«Уверен, что через 20 лет идея полететь на другую сторону мира, чтобы принять участие в конференции, будет казаться абсурдом», — отмечает один из них.

Прежде всего важно, чтобы этого придерживались ученые, изучающие изменения климата.

Большинство выбросов углерода на самом деле оставляет небольшой процент людей, которые летают очень часто

Понятно, что далеко не каждый хочет или может полностью отказаться от самолетов. Но даже сокращение авиаперелетов может заметно уменьшить ваш углеродный след.

Я не принимала жесткого решения больше никогда не летать. Но я стараюсь делать это только в исключительных случаях, как-вот моя теперешняя путешествие в Коста-Рику.

Конечно, добровольное сокращение авиапутешествий — не слишком эффективная стратегия. Заметно лучшего результата может достичь налогообложением реактивного топлива и транспортными сборами за частые перелеты.

Правительство Швеции, например, уже ввел экологический налог на авиацию и пообещал увеличить инвестиции в спальне поезда.

Несмотря на критику флайтшеймінгу за то, что силой и негативом хорошего результата не добиться, активисты настаивают, что именно таким образом можно повлиять на ситуацию.

«Чувство стыда за что-то в правильных пропорциях на самом деле может быть вполне позитивным», — говорит руководитель британского филиала движения Анна Хьюз.

Ответ, очевидно, заключается в другом модном жаргончику экоактивистов — высказывании train bragging.

На русский его можно примерно перевести как «поезд — это круто», что звучит значительно положительнее шеймінг и к тому же поощряет активных действий.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

  • Окружающей среды
  • Бизнес
  • Общество
  • Экономика
  • Климат

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь