Цифровая революция должна была похоронить пластинки, пленочные фотоаппараты, виниловые проигрыватели, ручки, бумагу и кучу других вещей. Но после медленного и длительного спада популярность ретроустройств начала стремительно возрождаться.

Прошлым летом я начал работать над новой книгой, но застрял буквально на первом абзаце. Я множество раз набирал на компьютере текст и сразу стирал его — ничего не получалось.

После двух бесплодных часов (правда, не без мер в соцсети) я закрыл ноутбук и решил прогуляться, прихватив на ходу ручку и клочки бумаги.

Немного пройдясь, я нашел тихую лавочку в тени, сел и начал записывать все слова и идеи, которые приходили мне на ум и которые я так отчаянно пытался соединить в связный текст.

Я обводил слова линиями и точками, рисовал пирамиды и диаграммы, вычеркивал, подчеркивал, розгонисто отрывая страницы, будто какой-то гениальный ученый или композитор, который в порыве вдохновения работает над новым произведением.

То, что получилось на бумаге, не было последовательным или даже разборчивым текстом. Так, какие-то кривули, которые для постороннего зрителя не имели никакого смысла. Впрочем, когда я вернулся к компьютеру, мои мысли, наконец, свободно полились.

Это произошло не через какое-то вспышка божественного озарения, а благодаря проверенному временем, простом и вечном, аналоговому дизайну.

Цифровой мир с его удобными интерфейсами, повсеместными и мощными устройствами, способными молниеносно выполнять тысячи операций, не может заменить аналоговые идеи и методы, именно благодаря их уникальности.

Несмотря на многочисленные стрімінгові сервисы и сайты, где можно скачать музыку, продажи пластинок растут

Под «аналогом» я имею в виду любые процессы или продукты, которые не требуют применения компьютеров и цифровых технологий.

Аналоговые вещи — это бумага, ручка, краска, холст, глина для лепки, дерево или старые электронные устройства и двигатели.

Сегодня, когда каждый наш устройство оборудовано удобными и эффективными программами для осуществления любой цели, аналоговый дизайн является исключительно сознательным выбором.

Аналоговые вещи сегодня является исключительно сознательным выбором

Но им пользуются все больше людей и организаций, потому что продукт аналогового дизайна очень отличается от объектов, созданных на компьютере.

Не случайно, любой художник, дизайнер, блоггер или стартапер, заседая в кафе над очередным креативным проектом, рядом с ноутбуком и смартфоном всегда имеет на столе обычный бумажный блокнот.

Бумажный лист, конечно, ограниченный своими физическими размерами, но на нем вы можете делать все, что позволит вам фантазия.

Возможно, именно пространственные пределы аналоговых вещей — бумаги, пленки — и подстегивают творческое мышление и изобретательность.

На «Молескины», как и любые другие бумажные блокноты, спрос только растет

С другой стороны, цифровые ресурсы ограничены другими правилами.

Я не могу свободно царапать карандашом в файле, и даже стилус или цифровая ручка не предоставляют такой свободы движения, как бумага.

Цифровой документ придется сохранять и форматировать, для рисования подбирать стилус соответствующей формы, помнить, что любая отметка отображается на экране в зависимости от операционной системы или версии программного обеспечения.

Вам надо начертить проект здания, набросать идеи для презентации, подобрать образец ткани для мебели, создать модель сайта? Проектирование аналоговым методом меняет саму суть творческого процесса.

Аналоговые инструменты ограничивают вас в пространстве, материале и времени, но освобождают ваше воображение и креативность. Не верите? Раздайте одинаковые кусочки бумаги 30 первоклассникам и вы увидите, сколько разнообразных вещей они создадут из них.

Работа с нецифровими материалами и инструментами снижает отвлечение — вас не манит заглянуть в Instagram или проверить почту, вам не прерывают постоянные звуки уведомлений.

Результаты могут быть далекими от цифрового идеала, но вам также не мешает чрезмерная детализация процесса, когда для простого рисунка или текста приходится долго выбирать оттенок цвета.

Вот почему набросок на «обратной части салфетки» не теряет своей магической силы, белая доска является обязательным атрибутом любого современного офиса, а гиганты Кремниевой долины, как Google, требуют от своих дизайнеров обязательно пройти курс рисунка на бумаге.

Разработка дизайна — тонкий и изменчивый процесс, и цифровое устройство часто становится препятствием на его пути.

Материальные, осязаемые на ощупь и долговечные предметы являются лучшим воплощением удачного дизайна

И дело не только в креативности самого процесса, но и в том, что материальные, осязаемые на ощупь и долговечные предметы являются лучшим воплощением удачного дизайна.

Недаром в последнее время так вырос спрос на пластинки, виниловые проигрыватели, пленочные фотокамеры, настольные игры, ручки и бумага.

Успех Moleskine, пожалуй, самого известного бренда записных книжек в мире, не в оригинальной технологии (это же обычный блокнот!), а в том, как он выглядит и какой он на ощупь, а также в том, какие ощущения он передает своему владельцу.

Цифровая камера существует уже почти два десятилетия, а новое поколение, как и раньше, открывает для себя пленку

Визитка содержит такую же информацию, которую вы можете найти в интернете, но создает совсем другое впечатление, когда вам дают ее в руки.

Меломаны бесконечно спорить о том, что виниловые записи звучат лучше, чем высококачественные цифровые файлы, хотя мало кто признается, что дело также и в эстетическом виде.

Бесспорно, дизайн многих цифровых устройств не может не поражать. Кто из нас не восхищается красотой новой модели ноутбука или элегантностью музыкального плеера. Впрочем, продолжается их привлекательность всегда недолго.

IPod первого поколения у меня на кухне пригодный разве что для роли небольшого пресса, а iPhone, которому более четырех лет, выглядит ужасно устаревшим.

Но каждый вечер я включаю усилитель Yamaha, который мои родители купили себе как свадебный подарок в 1972 году.

Кладу пластинку, которой уже около полусотни лет, на проигрыватель, произведенный в 1970-ых, и погружаюсь в мир аналогового дизайна — красивого, прочного, сделанного на века.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь