Автор фото bas.ac.uk

Украинский Национальный антарктический научный центр (НАНЦ) в четверг подписал акт о покупке легендарного ледокола James Clark Ross в Великобритании.

Эту информацию подтверждает сайт BAS: «После 30 лет службы Британской антарктической службе королевское исследовательское судно» Джеймс Кларк Росс «продано Украинский Национальный антарктический научный центр».

В разговоре с BBC News Украина директор НАНЦ Евгений Дикий пидтердив, что стоимость покупки ледокола для Украины — около 5 млн долларов, как это и анонсировали ранее.

«Поскольку он приобретается вместе с двумя моторными лодками (25 тыс. Долларов), с полным баком топлива (еще больше 272 тыс. Долларов), и еще 6000 долларов — наша половина оплаты юридических услуг (стклькы же заплатили британцы), то вместе цена покупки у 5300000 долларов «, — рассказал Евгений Дикий.

«После переоформления всех необходимых документов судно уже под украинским флагом сможет отправиться из Дании, где базируется, в Украину», — сообщают в НАНЦ.

В начале осени, как ожидается, «Джеймс Кларк Росс» придет в Одессу.

Автор фото Евгений Прокопчук/НАНЦ

Однако использовать ледокол планируют в Антарктике — для научных исследований у станции «Академик Вернадский».

«Последние 20 лет в Украине не было собственного ледокола для антарктических исследований, значительно ограничивало нашу работу. Также с этим судном Украина имеет амбиции проводить масштабные исследования Южного океана и, по возможности, со временем начать исследования в Арктике «, — рассказал директор НАНЦ Евгений Дикий.

Автор фото , bas.ac.uk

«Исследовательским судном James Clark Ross восхищались все, кто на нем работал. Этот ледокол позволил ученым из Великобритании и и Других стран сделать много открытий, чтобы лучше понять мир, который быстро меняется «, — отметила директор Британской антарктической службы (BAS) профессор Дэйм Джейн Фрэнсис.

«Мы будем скучать по этим судном, но я рада, что наши коллеги-исследователи использовать его для проведения важных научных исследований», — добавила британка.

Украина сможет проводить на нем океанографические исследования, изучать изменения климата в полярных регионах, а также доставлять на станцию ​​»Академик Вернадский» ежегодные экспедиции.

Это уже второй раз Великобритания передает свои антарктические мощности Украины — в 1996 году она же передала станцию ​​»Академик Вернадский», которая под британским флагом была известна как «Фарадей».

Бывший флагман BAS

Автор фото bas.ac.uk

James Clark Ross спустили на воду 1 декабря 1990 и с 1991 года оно было штатным судном Британской антарктической службы (вместе с другим ледоколом RRS Ernest Shackleton, который в 2019 году передали Норвегии, а затем Италии).

RRS James Clark Ross назван в честь Джеймса Кларка Росса — британского военного моряка и исследователя, который в XIX веке на кораблях «Террор» и «Эребус» совершил самую большую для своего времени экспедицию в Антарктику, а позже участвовал в поисках пропавшей экспедиции Франклина в Арктике.

Это ледокол длиной почти 100 метров и водоизмещение 5732 тонн.

Как сравнивает сайт Defence Express, флагман украинского военного флота фрегат «Гетман Сагайдачный» при длине 122 метра имеет водоизмещение в 3642 тонн.

RRS в названии «Джеймса Кларка Росса» означает «Royal Research Ship» — «королевское исследовательское судно».

Оно специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях.

На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в средней части судна.

Автор фото bas.ac.uk

Еще в нем есть веб-камера, которая показывает вид с судна во время экспедиций или стоянки в портах, а на сайте Британской антарктической службы является детальный виртуальный тур по судну .

James Clark Ross делает очень мало шума, что позволяет ему использовать чувствительную акустическую аппаратуру.

Судно может идти со скоростью 2 морских узла (почти 4 км в час) через равное ледовое поле толщиной 1 метр, а максимальная ледовая преграда на его пути может достигать 4 метра.

Автор фото bas.ac.uk

Чтобы облегчить проход через паковый (многолетний), лед система сжатого воздуха раскачивает судно, расширяя таким образом путь.

За годы службы «Джеймс Кларк Росс» совершил много экспедиций в Антарктику, где изучал изменения климата, и айсберги, а также обеспечивал британские и другие антарктические миссии.

Автор фото, BAS/Povl Abrahamsen

RRS James Clark Ross сделал первую в истории карту глубоководного Юго-Сандвичевы желоба в Южном океане, а также запускал подводный дрон-субмарину, названий ну Boaty McBoatface, которая изучала связь между все сильнее антарктическими ветрами и ростом температуры океанической воды.

А во время полярной зимы в Антарктике ледокол парцював на другой стороне Земли — в Арктике.

На его борту могут находиться несколько десятков ученых и более 20 членов экипажа.

Автор фото Евгений Прокопчук

Именно на этом судне первая украинская антарктическая экспедиция добралась станции «Академик Вернадский» в 1996 году.

Ледокол периодически подходит к украинской станции.

Украинские полярники неоднократно рассказывали BBC News Украины о визитах британской команды на «Академик Вернадский» и экскурсии украинский на само судно — JCR, как его упрощенно называют .

Автор фото RICH TURNER

Сейчас James Clark Ross планируют заменить на более новый ледокол RRS Sir David Attenborough.

В 2021 году судно отработало свой последний сезон как флагман BAS.

Зачем Украине?

Исследовательское судно — давняя потребность украинских ученых и полярников.

Каждый год Украина приходится фрахтовать иностранное судно для того, чтобы доставлять антарктические экспедиции на «Академик Вернадский» и забирать их оттуда.

Это каждый раз стоило миллионы долларов, которые тратили из бюджета на иностранные суда.

«Cподиваемося, что украинские полярники уже в этом году отправятся на ледяной континент на собственном судне под флагом Украины, а одновременно с исследованиями на» Вернадскому «начнутся работы наших ученых в открытом океане», — рассказывали ранее в Министерстве науки и образования Украины.