Автор фото УНИАН

К 2100 году в Украине может исчезнуть 97% природного ареала белки — белки обыкновенной (Sciurus vulgaris).

Об этом свидетельствует опубликованное «Украинская природоохранной группой» исследования украинских ученых, которые смоделировали несколько сценариев изменения климата.

Более теплый климат изменит леса, в которых живут белки, из-за чего уменьшатся или исчезнут их кормовые ресурсы. В конце концов, животные не смогут выживать в новых экосистемах, в которых они не приспособлены, ведь привыкли к холодного климата.

Поэтому неизвестно, сколько популяций белок останется до начала следующего века на украинских землях, и где именно они будут жить.

По данным ученых, даже при самом лучшем сценарии через сухой климат белка потеряет половину своей природной территории проживания в Украине.

«Симуляция распространение выверки по наиболее мягкого сценария (рост средней глобальной температуры на 1,5 ° С) показывает возможную потерю 49% ареала выверки в Украине до 2100 года. Это минимальный и неотвратимый ожидаемое влияние изменения климата на распространение белки «, — предупреждают ученые.

Автор фото uncg.org.ua

А по наиболее негативного варианта — если выбросы парниковых газов в атмосферу будут еще расти и температура поднимется на 3 ° с и более — в Украине за XXI век останется только 3% природного ареала для белок.

«Он останется только в Карпатах и ​​небольшом участке в Крыму. Это горные и предгорной районы», — объясняет BBC News Украина один из авторов исследования Григорий Коломыцев.

Автор фото uncg.org.ua

в суше среду их природная территория существования будет смещаться на север — в Беларусь и еще севернее в Россию.

Но ученые сомневаются, смогут ли украинские белки мигрировать в северные леса.

«Скорее всего, в природе такой тренд смещения ареала выверки … реализовываться не в виде прямой миграции белков буквально» на север «, но из-за очень сложный механизм приспособления к жизни в преобразованных, существенно измененных человеком средах «, — предполагает другой автор модели Василий Придатко-Долин.

» В Беларуси живут свои белки «, — добавляет Григорий Коломыцев, напоминая, что ниши каждой экосистемы обычно заняты.

Полный текст работы опубликовали в научном журнале Theriologia Ukrainica.

«Реализация этих сценариев, по нашему мнению, введет популяции белков в состояние, когда им придется выискивать последние возможности для выживания на исторической местности в крайне неблагоприятном природной среде. При таких условиях, выверки предпочтут оставаться почти исключительно в окружающей среде , которое поддерживает человек, и зависеть от человека «, — пишут ученые.

Как объясняет Григорий Коломыцев, это означает, что белки смогут выжить в парках и других локациях в городах или около городов, но их жизнь будет зависеть уже от людей.

Автор фото УНИАН

Тогда как дикие популяции в лесах могут полностью исчезнуть.

«Коллеги, проводящих исследования в лесах, говорят, что Полесья уже изменилось. Экосистема там будет и в дальнейшем меняться вместе с кормовыми ресурсами для выверки», — отмечает ученый.

«Мы сравнивали сценарии того, насколько человек способен удержать ситуацию с изменениями климата, или же просто отпустить их. И здесь есть существенная разница последствий», — добавляет он.

Кто еще может исчезнуть, а кто — распространиться

Изменения климата уменьшат ареалы и для других диких животных в Украине, например, медведей и лосей.

По наиболее негативного сценария изменения климата, территория существования лосей может полностью исчезнуть в Украине до 2050 года, а медведей — до конца 2030-х годов.

И это без учета других негативных факторов, таких как охота и браконьерство.

В то же время есть виды, которые, наоборот, выигрывают от климатических изменений в Украине — например, шакалы в южных степях или рыба чебачок амурский в реках.

Это так называемые «инвазивные виды», которые способны лучше приспосабливаться к новым условиям.

«Они когда-то появились на юге и постепенно распространились по всей стране. И ожидаемое изменение климата им пойдет на пользу», — объясняет Григорий Коломыцев.

«Но то, что это положительно для этих видов, еще не значит, что это положительно для природы», — добавляет он.

В частности, за счет того, что чебачок активно размножается, он вытеснил аборигенные виды.

«И да, пожалуй, со всеми видами-вселенцами — они сюда приходят и занимают чью-то нишу, вытесняют естественные виды. Это нельзя рассматривать как положительное явление для биоразнообразия», — резюмирует ученый.