Последние исследования показали, что антитела к Covid-19 могут исчезать уже через несколько месяцев. Однако, возможно, иммунитет от этой болезни формируют вовсе не они, а загадочные Т-клетки. Новые выводы ученых онадеждуют.

Ключи к этой загадке возникали понемногу. Сначала исследователи обнаружили пациентов, которые выздоровели от Covid-19, но странным образом не имели к ней антител. Далее выяснилось, что таких людей может быть немало.

Затем стало известно, что много у кого антитела сначала появились, но за несколько месяцев исчезли.

Другими словами, хотя антитела и помогают отследить распространение пандемии, очевидно, они не играют такой важной роли в иммунитете, как мы считали раньше.

Если нам нужен долгосрочный защиту от коронавірусної болезни, его придется искать в другом месте.

Пока весь мир был занят антителами, исследователи начали осознавать, что существует другая форма иммунитета, которая годами скрывается в нашем организме.

Речь идет о довольно загадочные Т-лимфоциты, которые могут сыграть решающую роль в нашей борьбе с Covid-19.

Это иммунные клетки, главная задача которых — выявлять и обезвреживать возбудителей, которые попали к клеткам или уничтожать сами инфицированные клетки. Белки на поверхности Т-клеток соединяются с белками на поверхности непрошенных гостей в организме, разрушая их таким образом.

Т-клетки имеют триллионы возможных версий поверхностных белков, каждый из которых распознает различные мишени. Поскольку Т-клетки остаются в крови в течение многих лет после перенесенной инфекции, они также способствуют «долговременной памяти» иммунной системы и позволяют ему быстрее и эффективнее реагировать, когда она вновь сталкивается со старым врагом.

Несколько исследований показали, что у людей, которые переболели Covid-19, остаются Т-клетки, способны распознавать вирус, независимо от того, испытывают ли они симптомы болезни.

Это понятно. Впрочем, недавно ученые обнаружили более загадочный нюанс. Выяснилось, что у некоторых людей тест на антитела к Covid-19 может быть отрицательным, а на Т-клетки, которые способны распознать вирус — позитивным.

Это заставило предположить, что определенный уровень иммунитета против заболевания может быть вдвое более распространенным, чем считалось раньше.

Определенный уровень иммунитета против заболевания может быть вдвое более распространенным, чем считалось ранее

Однако самой большой загадкой стал тот факт, что ученые обнаружили специфические к Covid-19 Т-клетки в образцах крови, взятых за годы до начала пандемии.

Получается, что некоторые люди уже имели определенную степень иммунитета к коронавирус, еще до того как им заболел первый человек.

Как выяснилось, на удивление много людей, 40-60% из тех, кто никогда не контактув с вирусом, имеют такие Т-клетки.

Похоже, что Т-клетки и является тайным источником иммунитета к Covid-19.

Это открытие помогает понять некоторые вещи, которые до сих пор оставались загадочными. Во-первых, стремительный рост риска болезни с возрастом, а во-вторых, непонятна ученым способность вируса разрушать селезенку.

СПИД — это собственно и есть болезнь Т-клеток, уничтожает вирус иммунодефицита человека

Исследование Т-клеток является не только вопросом научной любознательности. Если ученые будут знать, какие аспекты иммунной системы являются самыми важными, они могут разработать эффективные вакцины и методы лечения болезни.

Как формируется иммунитет

О Т-клетки или Т-лимфоциты мало кто помнит с уроков биологии. Впрочем, чтобы понять их важность для иммунитета, стоит посмотреть на то, что происходит с организмом на поздней стадии Спида.

Стойкая лихорадка, язвы, усталость, потеря веса, а иногда и раковые опухоли. Обычно безвредные бактерии, как грибок Candida albicans, который является на коже людей, начинают захватывать организм.

В течение месяцев или лет ВИЧ устраивает своеобразный геноцид Т-клеток, он их подавляет, попадает внутрь них и систематически заставляет их совершать самоубийство.

«ВИЧ уничтожает большую их часть», — объясняет Эдриан Хейдей, профессор иммунологии из Королевского колледжа Лондона и руководитель группы в Институте Фрэнсиса Крика.

«Это показывает, насколько важны эти клетки, а также то, что одних антител в борьбе с инфекциями недостаточно».

Во время нормальной иммунной реакции, например, на вирус гриппа — первой линией защиты возникает врожденная иммунная система, которая включает тревогу при помощи лейкоцитов и других химических сигналов.

Это инициирует выработку антител, которое начинается через несколько недель.

Появляется все больше доказательств, что некоторые люди имеют скрытый защита от Covid-19

«Параллельно с этим, примерно на четвертый-пятый день после заражения, начинают активизироваться Т-лимфоциты, которые распознают клетки, зараженные вирусом», — говорит Хейдей.

Т-лимфоциты быстро и жестоко уничтожают зараженные клетки или собственноручно, или с помощью других элементов иммунной системы. Таким образом вируса не удается превратить здоровые клетки в фабрики по производству своих патогенных копий.

Новость хорошая и плохая

Итак, что нам известно о Т-клетки и Covid-19?

«Глядя на пациентов Covid-19, а также тех, кто переболел в легкой форме, можно с уверенностью сказать, что Т-клетки реагируют на коронавирус», — говорит Хейдей.

«Это очень хорошая новость для тех, кто занимается разработкой вакцины, потому что мы способны создать Т-клетки, которые распознают вирус. Это — хорошая новость».

На самом деле, одна из вакцин, которую сейчас разрабатывают исследователи из Оксфордского университета, уже показала, что кроме антител она побуждает организм к выработке Т-лимфоцитов.

Об испытаниях этой вакцины мы недавно писали в материале Как я тестировал вакцину от Covid-19: рассказ корреспондента.

Об эффективности этой вакцины говорить пока еще рано, но один из членов исследовательской группы сказал BBC News, что первые результаты «чрезвычайно обнадеживающими».

Впрочем, есть одно «но». У многих пациентов, госпитализированных с тяжелым течением Covid-19, реакция Т-клеток пошла не совсем по плану.

«То, что происходит со многими Т-клетками в таком случае, немного напоминает свадебную вечеринку или мальчишник, которые вышли из-под контроля. Активность Т-лимфоцитов безумно растет и распространяется, но некоторые клетки также просто исчезают из крови».

Т-клетки остаются в организме в течение многих лет, обеспечивая иммунную систему долговременной памятью

Одна из теорий заключается в том, что Т-клетки перенаправляются туда, где они нужны больше всего, например, в легкие. Однако исследователи считают, что, скорее всего, большинство из них погибает.

«Вскрытие пациентов Covid-19 показывает некроз тканей, который является, по сути, гниением», — объясняет профессор Хейдей. Прежде всего это проявляется в районе селезенки и лимфатических желез, где живут Т-клетки.

Плохая новость в том, что некроз селезенки является признаком заболевания Т-клеток, при котором иммунные клетки атакуются самих себя.

«Такую же картину мы наблюдаем у умерших от Спида», — говорит исследователь.

Уменьшение количества Т-клеток с возрастом, также объясняет, почему пожилые люди намного тяжелее переносят Covid-19

«Но ВИЧ — это вирус, который инфицирует Т-клетки, они являются его главной мишенью». Однако доказательств того, что коронавирус также способен это делать, пока нет.

«Это можно объяснить многими вещами, однако единого ответа нет», — говорит Хейдей.

«Получается, что Т-клетки способны вас защищать в течение многих лет. Но когда человек заболеет, они же и выбивают у нее почву из-под ног».

Уменьшение количества Т-клеток, которое происходит с возрастом, также объясняет, почему пожилые люди намного тяжелее переносят Covid-19.

«Примерно в возрасте 30-х годов, тимус, или загрудинная железа начинает сокращаться, уменьшая производство Т-клеток», — отмечает профессор иммунологии.

Что это означает для долгосрочного иммунитета?

Предположение, что коронавирусы вызывают появление устойчивых Т-клеток, недавно вдохновило ученых проверить старые образцы крови, взятые у людей между 2015 и 2018 годами.

Тот факт, что иммунная система некоторых из них научилась распознавать Covid-19 задолго до начала пандемии, свидетельствует, что их организм уже сталкивался в прошлом с вирусами гриппа, которые имели схожие поверхностные белки.

Хотя антитела очень важны для отслеживания распространения Covid-19, спасут нас в конце концов не они

К сожалению, ученые пока не проверяли, появляются в организме Т-клетки в ответ на любой из коронавирусов, которые вызывают простуду.

«Получить финансирование на такое исследование требует геркулесівських усилий», — говорит Хейдей. Исследования ОРВИ вышли из моды в 1980-х годах, они застряли на месте и ученые начали переходить к других проектов, как исследование ВИЧ.

Исследователи натолкнулись на трудности: простуду может вызвать любой из сотен вирусных штаммов, многие из которых постоянно мутируют.

Поможет ли это создать вакцину?

Если перенесенные в прошлом простуды способствуют более легкому течению Covid-19, это дает хороший шанс на разработку эффективной вакцины. Ведь это доказывает, что Т-клетки способны обеспечивать защиту в течение длительного времени.

Но даже если это не так, участие Т-клеток все равно может быть полезной, — и что больше мы понимаем, что происходит, тем лучше.

Хейдей объясняет, что способ разработки вакцин зависит от типа иммунной реакции, которые надеются получить ученые. Один из них провоцирует выработку антител — свободных белков, которые могут связываться с патогенными микроорганизмы и нейтрализовать их или транспортировать их в другую часть иммунной системы.

Другие виды иммунного ответа могут привлекать Т-клетки или провоцировать реакцию со стороны других элементов иммунной системы.

«На самом деле существует множество способов создания вакцины», — говорит Хейдей. Ученого прежде всего радует то, что иммунная система очень хорошо распознает вирус Covid-19, даже у тех пациентов, кто тяжело переносит болезнь.

«Поэтому, если мы научимся останавливать вред, который коронавирус наносит Т-клеткам пациентов, мы сможем гораздо лучше контролировать заболевание».

Похоже, уже скоро мы услышим о Т-клетки гораздо больше.

Прочитатиоригінал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему