Сейчас много говорят о том, что растительная диета приносит немало пользы организму человека. Но что полезнее: полный отказ от продуктов животного происхождения или сбалансированный рацион, богатый овощами и фруктами?

Около 10 лет назад Нил Поттс, теперь соучредитель веганського кафе Vurger Co, начал чувствовать боли в желудке. Он много работал и жил в постоянном стрессе.

Боли случались раз в несколько недель и длились полдня. Это продолжалось в течение следующих пяти лет, однако медицинские исследования не обнаружили ничего, кроме незначительного гастрита.

Потом Поттс уехал отдохнуть на несколько недель в Лос-Анджелес. Там его рацион изменился, он ел гораздо меньше мяса и набела, чем раньше, и его желудочные боли исчезли.

Вернувшись в Великобританию, Поттс перешел на веганское диету, исключив любую пищу животного происхождения, как мясо, рыба, яйца, молочные продукты и мед.

«Кроме того, что у меня перестал болеть живот, я испытал невероятные изменения в организме», — рассказывает он о первые несколько месяцев веганства.

«Я никогда не чувствовал себя здоровее и более энергичным, чем теперь. Моя кожа выглядела великолепно, и я не мог объяснить это ничем другим. Знаете, я не из тех, кто верит в чудесные исцеления».

Нил Поттс говорит, что отпуск в Лос-Анджелесе помогла ему понять, какую большую роль играет наше питание в состоянии кишечника.

Конечно, далеко не у всех есть непереносимость мяса или молочных продуктов, но большинство из нас наверняка чувствовали, как рацион влияет на общее самочувствие.

Впрочем, диета не только улучшает наше самочувствие, но и влияет на те вещи, которые мы не ощущаем сразу.

Появляется все больше доказательств того, что она меняет состав и функционирование микробиоты, то есть триллионов бактерий, которые живут в нашем кишечнике и непосредственно влияют на здоровье нашего тела.

И некоторые исследования свидетельствуют, что наилучшей для нашего кишечника является именно веганская диета.

Некоторые исследования свидетельствуют, что наилучшей для нашего кишечника является именно веганская диета

Веганская диета имеет более низкое содержание белков, кальция, насыщенных жиров и соли. Веганы употребляют больше клетчатки, которая содержится в бобовых, овощах, орехах, семенах, фруктах и крупах.

Эти продукты, без сомнения, являются самыми полезными для здоровья всего организма, но влияние веганства на кишечник заключается не только в этом.

Данило Ерколіні, профессор микробиологии из Неаполитанского университета, провел исследование, в котором обнаружил, что большинство веганов и вегетарианцев, но лишь 30% всеядных, имели диету, похожую на средиземноморскую.

Этот рацион состоит из большого количества бобовых, овощей и фруктов, исключительного применения оливкового масла холодного отжима и очень небольшого употребления сыра и сахара.

Ученый также выяснил, что в фекалиях людей, которые придерживались такой диеты, существует большое количество короткоцепочечных жирных кислот, которые очень важны для здоровья кишечника и всего организма в целом.

В дальнейших исследованиях Ерколоні выявил, что полифенолы, микроэлементы, которые содержатся в некоторых растениях, также очень полезны для кишечника и имеют выраженные противовоспалительные свойства.

Много проблем со здоровьем, в частности синдром раздраженного кишечника, воспаление кишечника и ожирение, возникают именно из-за воспалительные процессы, говорит исследователь.

Лука Коколін, профессор сельскохозяйственной микробиологии из Университета Турина, обнаружил, что и у вегетарианцев, и веганов процессы метаболизма клетках кишечника отличаются от тех, что происходят у всеядных.

Некоторые исследователи считают, что веганская диета далеко не всегда является полезной

«Я предполагаю, что преимущественно растительная диета защищает от некоторых заболеваний, хотя пока нет достаточно данных, чтобы доказать это», — говорит ученый.

Веганство, вегетарианство или просто здоровое питание?

Ричи Антоніа, директор по вопросам науки ветеринарного института в Венеции, недавно проанализировала состояние кишечника длительных веганов и не заметила различий между ними и людьми, которые придерживались обычного рациона.

Ученая исследовала микробиом 100 здоровых людей, треть из которых были вегетарианцами, веганами и треть питалась без ограничений.

Антоніа с удивлением обнаружила, что во всех трех группах не было существенных различий в количестве или разнообразии кишечных бактерий.

Посмотрев на рацион участников эксперимента, она обнаружила, что все три группы потребляют гораздо больше рекомендованную дозу жиров и недостаточно белков и углеводов. Исследовательница говорит, что это вообще свойственно западной диете, то вегетарианской, веганській или обычной. Возможно, это и объясняло сходство мікробіомів людей.

По мнению Ерколіні, веганская диета не обязательно является самым полезным. В своем исследовании он заметил, что многие из тех, кто не был веганом, но чей рацион был максимально приближен к средиземноморской диете, потребляли меньше трех порций животного белка в неделю.

У этих людей содержание жирных кислот с короткой цепью был таким же как и у вегетарианцев и веганов, чей рацион был похож на средиземноморскую диету.

Одно исследование показало, что средиземноморская диета с небольшим содержанием рыбы, отвечает за производство веществ, важных для здоровья кишечника

«Тем, кто придерживается веганства из соображений здоровья, я бы посоветовал пересмотреть свой рацион, чрезмерные ограничения в питании не являются правильным выбором», — отмечает Ерколіні.

«Чем разнообразнее питание, тем лучше. Так организм получает различные виды клетчатки. Вы можете не быть веганом, но потреблять много овощей и избегать нездоровой пищи, как переработанные продукты, прежде всего животного происхождения».

Исследователи разделяют рацион на три категории: веганский, вегетарианский и всеядный. Но если исследования выявляют различия в кишечнике веганов и всеядных, то между веганами и вегетарианцами разница не такая заметная. Это может объясняться тем, что обе группы не употребляющих мясо.

Венди Дал, доцент кафедры пищевых продуктов и нутріології из Университета Флориды, обнаружила, что диета с высоким содержанием белка, которая прежде всего содержит красное мясо, связанная с повышенным производством ТМАО. Этот метаболит, который вызывает сердечные заболевания, вырабатывают кишечные бактерии.

Некоторые исследования показывают, что веганы имеют более низкий уровень ТМАО.

Веганская диета является, прежде всего полезной, если она содержит много пищевых волокон, или клетчатки, утверждает Дал. Клетчатка не усваивается, когда она попадает в толстую кишку, она расщепляется бактериями, а продукты этого процесса попадают в кровь.

В результате ферментации углеводов, которые являются источником клетчатки, возникают жирные кислоты с короткой цепью.

Диеты с высоким содержанием белков животного происхождения связывают с метаболитом, который вызывает болезни сердца

«Когда в рационе человека клетчатки не хватает, бактерии начинают ферментувати все остальное, в том числе белки», — говорит Дал. — В результате появляются соединения, которые являются воспалительными. Чтобы этого не было, кишечные бактерии надо кормить клетчаткой, а не белками».

Профессор гастроэнтерологии Гари Ву, который работает в Медицинском колледже Перельмана в Университете Пенсильвании, также не выявил больших различий между микробиотой веганов и тех, кто потребляет животные белки. Но в крови веганов обычно больше метаболитов.

По его мнению, это можно объяснить тем, что они едят больше растительной пищи и поэтому имеют меньшую вероятность развития сердечных заболеваний. Однако, как считает ученый, пока не ясно, является ли определенный микробиом причиной общего здоровья организма, или наоборот — у здорового человека кишечник является здоровым.

Слабое звено исследований

«Ситуация пока напоминает спор про курицу и яйцо», — говорит профессор Коколін.

Дело в том, что люди, которые выбирают веганство как здоровый образ жизни, придерживаются и других полезных привычек, как регулярные физические упражнения и употребление большого количества фруктов и овощей. Они обычно не курят и не пьют, а это все — также важные факторы, которые влияют на микробиом кишечника.

Ученые выяснили и плохую новость для тех, чей рацион обычно содержит мясо.

Наблюдая за людьми, которые не ели продукты животного происхождения в течение одного месяца (например, во время «веганського января» — Veganuary), исследователи выяснили, что любые положительные изменения в организме происходят только пока человек придерживается веганства.

Веганские диеты самые полезные, когда они содержат большое количество клетчатки

Переход на веганское диету изменяет состав бактерий нашего кишечника в течение 24 часов. Но лишь за двое суток все вернется обратно, если мы восстановим свой предыдущий рацион.

«Диета является основным фактором, который влияет на микробиом нашего кишечника, но она не определяет его состав, а скорее моделирует», — объясняет профессор Коколін.

«Вы можете изменить «расстановку сил» в микробиоме в считанные дни, и это повлияет на работу бактерий и их поведение, но когда вы вернетесь к своему предыдущему рациону, так же вернется к предыдущему состоянию и ваш кишечник», — говорит ученый.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Также на эту тему

• Продукты
  • Диета и питание
  • Здоровья

72 КОММЕНТАРИИ

1. Woah! I’m really digging the template/theme of this website.
    It’s simple, yet effective. A lot of times it’s tough to get that «perfect balance» between user friendliness and visual
    appearance. I must say that you’ve done a excellent job with this.
    Additionally, the blog loads extremely fast for me on Firefox.
    Outstanding Blog!

Stop by my blog post — download ok388

2. I am really loving the theme/design of your blog. Do you ever run into any
    web browser compatibility issues? A small number
    of my blog audience have complained about my blog not working correctly in Explorer but looks great in Safari.
    Do you have any solutions to help fix this issue?

Also visit my homepage … Jibe CBD

3. Hello there I am so delighted I found your weblog, I really found you by mistake, while I was researching on Askjeeve for something else, Nonetheless I am here now and would just like to say kudos
    for a tremendous post and a all round thrilling blog (I also love the
    theme/design), I don’t have time to go through it all
    at the moment but I have book-marked it and also added in your RSS
    feeds, so when I have time I will be back to read more, Please do keep
    up the great job.

My blog :: Solvolt Charger

4. Greetings from California! I’m bored at work so I decided to browse your blog on my iphone
    during lunch break. I really like the information you present here and can’t wait
    to take a look when I get home. I’m surprised at
    how quick your blog loaded on my mobile .. I’m not even using WIFI, just 3G ..
    Anyways, awesome blog!

My site :: bbs.yunweishidai.com

5. Great — I should certainly pronounce, impressed with your site.
    I had no trouble navigating through all tabs and related info ended up being
    truly simple to do to access. I recently found
    what I hoped for before you know it in the least. Reasonably unusual.
    Is likely to appreciate it for those who add forums or something, website theme
    . a tones way for your client to communicate.
    Excellent task.

Stop by my blog … Vinyasa Cream Reviews

6. I would like to show my admiration for your generosity
    giving support to those people who absolutely need help on this
    concept. Your real dedication to getting the message along had been astonishingly insightful and has regularly encouraged
    men and women just like me to arrive at their desired goals.

This helpful guide can mean so much a person like
    me and substantially more to my colleagues. Many thanks; from everyone of us.

My web page: Zenzi CBD Gummies Price

7. Its like you read my mind! You seem to know so much about this, like you wrote the book in it or something.
    I think that you could do with some pics
    to drive the message home a bit, but instead of that, this is excellent blog.
    An excellent read. I’ll certainly be back.

Feel free to visit my homepage :: Jerome

8. My wife and i got quite joyous when Emmanuel could complete his
    investigation through your ideas he grabbed out of the weblog.
    It is now and again perplexing just to choose to be handing out helpful hints that many a number of
    people may have been trying to sell. And we all take into account we have you to be grateful
    to because of that. All the explanations you made, the simple blog navigation, the friendships you can make it easier to engender — it’s everything remarkable, and it’s really assisting our son in addition to our family know that
    this article is pleasurable, which is very fundamental.
    Thanks for all!

Feel free to visit my site … prettypeople.club

9. I have to show my thanks to this writer just for rescuing me from this
    condition. As a result of researching throughout the
    world-wide-web and finding recommendations that were not
    pleasant, I believed my entire life was over.
    Living minus the approaches to the issues you have resolved by way of your post is a critical case,
    as well as the kind which may have in a negative way damaged my entire
    career if I hadn’t come across your site. Your personal training and kindness in touching all the details was valuable.
    I’m not sure what I would have done if I hadn’t encountered such a stuff like this.
    It’s possible to at this time look ahead to my future. Thanks so much for the high quality and results-oriented guide.

I won’t think twice to recommend your blog to any person who would like guide about this subject.

Also visit my web page — quit smoking

10. hello there and thank you for your information — I have definitely picked up anything new from right here.
    I did however expertise a few technical issues using this web site, as I experienced
    to reload the website a lot of times previous
    to I could get it to load properly. I had been wondering if your web host
    is OK? Not that I’m complaining, but sluggish loading
    instances times will sometimes affect your placement in google and can damage your high quality
    score if ads and marketing with Adwords. Anyway I’m adding this
    RSS to my e-mail and could look out for much more of your respective interesting content.
    Make sure you update this again soon..

Here is my page — traditional diet

11. With havin so much written content do you ever run into any problems of plagorism or copyright violation? My website has a lot of unique content I’ve either
    authored myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it up all over the internet without my permission. Do you know any solutions to help prevent content from being stolen?
    I’d definitely appreciate it.

my webpage: http://163.30.42.16/~health2017/userinfo.php?uid=5754128

12. I wanted to visit and let you know how considerably I appreciated discovering
    your blog today. I might consider it a great honor to do things at my business office and be able to operate on the tips shared on your website
    and also engage in visitors’ responses like this. Should a
    position connected with guest author become available
    at your end, you should let me know.

Review my website travel bag

Please enter your comment!
Please enter your name here