Даже самые умные из нас далеко не всегда применяют эффективные способы запоминания нового материала. Но учиться сегодня приходится не только школьникам и студентам. Психологи рассказали, как делать это быстро и с наилучшими результатами.

Ряд исследований доказала, что многие студенты часто тратят свое время, не применяя проверенные методики обучения.

Одна из причин — это масса противоречивых советов, которые мы получаем от родителей, учителей и научных работников и, таким образом, не понимаем, что является эффективным на самом деле.

Авторы статьи, опубликованной недавно в одном из ведущих журналов по психологии, определили пять самых распространенных стратегий обучения и показали, как их сделать более эффективными.

Стратегия 1: читать

Завчаєте новые слова? Большинство людей пытаются это сделать, читая и перечитывая несколько раз списки слов с переводами.

По мнению психологов, это, к сожалению, крайне неэффективно. Информация воспринимается пассивно и не тримаєтсья в голове.

Эффективнее: перечитывать с перерывами и вопросами

Впрочем, если вам нужно разобраться с основными понятиями, без пассивного чтения, конечно, не обойтись. Чтобы сделать этот метод более эффективным, нужно разбить процесс на несколько этапов.

Прочитали раздел? Переключитесь на что-то другое, а потом через час, день или неделю снова вернитесь к материалу.

Перед повторным чтением полезно задать себе несколько вопросов, проверив таким образом, что вы уже запомнили, а что нет. Таким образом вы сможете лучше сконцентрироваться на том, что забыли или не поняли.

Если выделять маркером слишком много информации, важное может потеряться

Стратегия 2: подчеркивать

Как и перечитывание, это метод является чрезвычайно распространенным.

Определенный смысл в этом есть: подчеркивая или выделяя маркером ключевые слова и фразы, вы активно взаимодействуете с текстом, и позднее эти отметки помогут быстрее отыскать важную информацию.

Впрочем, этот метод часто не дает ожидаемого результата, поскольку многие студенты бездумно обозначают почти все, не выделяя главной идеи.

Эффективнее: останавливаться и обдумывать

Зато исследователи советуют сначала прочитать весь текст полностью, а потом снова вернуться к нему.

Это позволит внимательнее сосредоточиться на каждой отдельной идее и ее важности для понимания всего текста.

Такая работа с текстом способствует более активной обработке новой информации, и следовательно, ее лучшему запоминанию.

Стратегия 3: заметки

Загляните в университетскую аудиторию или библиотеку, и вы увидите, как студенты тщательно конспектируют лекцию.

Так же, как и с подчеркиванием, эта тактика становится малоэффективной, когда заметки делают неосмысленно. Самое худшее — это пытаться записать каждое слово лектора.

Что более сжатый конспект, то лучше

Эффективнее: краткий конспект

Эксперименты показали — что меньше слов студенты используют в своем конспекте, то лучше они помнят материал позже.

Определение главного и перефразирование заставляют глубже задумываться над материалом лекции или учебника, а дополнительные ментальные усилия закрепляют новые идеи в памяти.

Это также объясняет, почему лучше делать заметки ручкой на бумаге, чем в ноутбуке. Запись вручную происходит медленнее и таким образом заставляет более кратко записывать лекцию.

Стратегия 4: обзор курса

Многие преподаватели дают своим студентам краткий обзор курса с ключевыми моментами, которые им предстоит усвоить, а кто-то предлагает студентам сделать это самостоятельно.

Эффективнее: выделять ключевые моменты

Как показывают исследования, студенты, которые в начале курса получили его краткий обзор, усваивают материал лучше, поскольку понимают связь между темами и общую логику курса.

Исследования также показали, что лучшая тактика — это начать с общей структуры курса, постепенно заполняя ее более детальной информацией после изучения отдельных тем.

Лекции лучше записывать ручкой на бумаге, чем в ноутбуке

Большая часть нашего обучения состоит, конечно, из самостоятельной работы с учебниками и другими материалами. Но тактику выделение основных идей и понятий курса можно применить к любому материалу.

Главное — это опять же лаконичность. Чтобы не потеряться в деталях и осознать внутреннюю логику, надо научиться выделять основные пункты.

Стратегия 5: проверить себя

Самопроверка (или «практика воспроизведение», как называют ее психологи) является самой эффективной стратегией обучения, в первую очередь, когда надо запомнить много фактической информации.

Впрочем, и здесь есть более и менее эффективные способы.

Эффективнее: повторить еще раз

Многим из нас сложно объективно оценить возможности своего разума. Мы часто переоцениваем правильность наших суждений, и это также касается учебы.

Так, одно исследование показало, что чем больше люди уверены в том, что они запомнили материал, тем менее вероятно, что они смогут вспомнить его со временем.

Мы обычно недооцениваем, как быстро забываем изученное.

Таким образом, использование флэш-карточек для изучения слов будет недостаточно эффективным, если вы будет отвергать карточку сразу, как начали узнавать новое слово.

Чтобы удержать слово в долговременной памяти, нужно продолжать повторять его и после того, как вам показалось, что вы его уже знаете.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

27 КОММЕНТАРИИ

  1. An impressive share! I’ve just forwarded
    this onto a colleague who has been conducting a little homework on this.
    And he in fact ordered me lunch because I stumbled upon it for him…
    lol. So let me reword this…. Thanks for the meal!!

    But yeah, thanks for spending time to discuss
    this matter here on your internet site.

    my webpage http://shihan.com.ru/

  2. I have been exploring for a bit for any high quality articles
    or weblog posts on this sort of house . Exploring in Yahoo
    I finally stumbled upon this site. Studying this info
    So i’m glad to exhibit that I’ve a very good uncanny feeling I came upon just what I needed.
    I so much undoubtedly will make sure to don?t disregard this web site and give it a glance
    on a relentless basis.

    Feel free to visit my blog post :: Bess

  3. I must express my passion for your generosity supporting men and women who should have assistance with your
    matter. Your special commitment to getting the solution all around ended up being exceedingly
    interesting and have regularly permitted somebody like me to get to their targets.
    Your own informative instruction implies a lot a person like me and even more to my fellow workers.

    Best wishes; from all of us.

    Feel free to surf to my web blog — http://www.vstromturkiye.com

  4. I do not know whether it’s just me or if perhaps everybody else encountering problems with your website.
    It appears as if some of the text in your posts are running off the screen.
    Can somebody else please comment and let me know if this is happening to them
    too? This may be a issue with my internet browser because I’ve had this happen before.

    Kudos

    my web blog — http://163.30.42.16/

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here