Кажется вполне убедительной распространено мнение, что быстрее всего иностранный язык осваивают дети. Впрочем, это не совсем так. К тому же изучение языков во взрослом возрасте имеет немало преимуществ.

В двуязычном детском саду с английским и испанским языками на севере Лондона утро, как всегда, начинается шумно. Родители помогают малышам отстегнуть велосипедные шлемы и снять куртки.

Воспитатели занимают детей и весело приветствуют их: «Buenos dias!».

На детской площадке девочка просит, чтобы ей сделали из волос coleta (на испанском «хвост»), а затем бросает мяч подружке и кричит «Лови!» на английском языке.

«В этом возрасте дети не изучают язык — они ее приобретают», — говорит директор садике Кармен Рамперсад. То, с какой легкостью маленькие полиглоты вокруг подхватывают язык, выглядит наилучшей иллюстрацией ее слов.

Для многих детей здесь испанский является третьим или даже четвертым иностранным языком. Их родные языки — хорватский, иврит, корейский, нидерландский и другие.

Если вспомнить, какие трудности приходится преодолевать взрослым на уроках иностранного языка, легко сделать вывод, что лучше начинать как можно раньше.

Впрочем, исследования свидетельствуют, что наши отношения с языками на протяжении жизни не такие однозначные, и есть немало плюсов в том, чтобы начать изучать язык в зрелом возрасте.

В общем, в каждом возрасте существуют свои преимущества в освоении иностранного языка.

Малыши лучше воспринимают язык на слух и различают звуки. Дети дошкольного возраста с поразительной быстротой подхватывают произношение и интонацию.

Однако взрослые способны лучше концентрироваться на задании и имеют важные навыки для расширения словарного запаса. Это касается, кстати, и нашего родного языка.

А также множество других преимуществ, которые дает нам жизненный опыт, — социальные обстоятельства, методы обучения и даже любовь и дружба. Все это влияет на то, сколькими языками мы говорим и как хорошо мы их освоили.

Малыши лучше воспринимают звуки и быстро осваивают произношение, но каждый возраст имеет свои преимущества в освоении языка

«Не все способности, нужные для усвоения языка, снижаются с возрастом», — объясняет профессор Эдинбургского университета Антонелла Сорейс, которая изучает развитие детского вещания и возглавляет Центр по вопросам двуязычия.

Как пример, она приводит «осознанное обучения» — освоение языка на уроках с учителем, который объясняет правила.

«Маленькие дети практически не воспринимают осознанное обучение, потому что они не могут концентрировать внимание, контролировать умственные процессы, их память функционирует иначе», — объясняет профессор Сорейс.

«Взрослым такой способ обучения дается легче, и с возрастом такие навыки улучшаются», — добавляет она.

Во время исследования израильские ученые предложили участникам изучить грамматическое правило искусственного языка и применять его для новых слов.

Ученые сравнивали три отдельные группы: 8-летних, 12-летних и взрослую молодежь. Взрослые участники эксперимента справились с заданием лучше, чем две детские группы. А 12-летние показали высший результат, чем младшие дети.

Это согласуется с результатами долгосрочного исследования, в котором приняли участие почти 2 тысячи двуязычных учеников с родными каталонском и испанском языках, которые изучали английский.

Те, кто начинали изучать английский позже, усваивали ее быстрее, чем ученики младшего возраста.

Исследования свидетельствуют, что молодые люди имеют преимущества перед детьми в изучении языков

Израильские исследователи пришли к выводу, что старшие участники эксперимента могли воспользоваться навыками, которые мы приобретаем с возрастом: более продвинутые стратегии решения проблем и больший лингвистический опыт.

Другими словами, взрослые студенты, как правило, уже достаточно много знают о себе и о мире и используют эти знания для обработки новой информации.

Малыши, наоборот, лучше всего усваивают язык неосознанно, слушая носителей и подражая их. Но такой способ обучения возможен только, если ребенок проводит много времени с носителями определенного языка.

В 2016 году Центр по вопросам двуязычия в Эдинбурге подготовил доклад для правительства Шотландии о уроки китайского языка в начальной школе. Исследователи выяснили, что один час языка в неделю не приносила никаких результатов для пятилетних учеников.

Однако дополнительные полчаса и присутствие носителя языка существенно изменили ситуацию. Дети смогли усвоить элементы китайской, которые обычно трудно даются взрослым, как тона.

Легкое обучение

Мы все начинаем усваивать язык как стихийные языковеды.

В немовлячому возрасте мы способны различить около 600 человек и 200 гласных, которые есть во всех языках мира. Но уже в течение первого года жизни наш мозг начинает специализироваться, настраиваясь на звуки, которые мы слышим чаще всего.

Малыши нагло врут уже на родном языке. Даже новорожденные плачут с акцентом, который имитирует язык, который они слышали в утробе матери.

Такая специализация означает, что мы постепенно избавляемся от ненужных нам навыков.

Так, японские младенцы легко различают звуки «л» и «р», а вот взрослым японцам это гораздо сложнее.

Даже новорожденные плачут с акцентом, который имитирует язык, который они слышали в утробе матери

Без сомнения, первые годы являются решающими для овладения родного языка, отмечает профессор Сорейс. Исследование заброшенных или изолированных от общества детей показали, что если человеческий язык не будет усвоена на раннем этапе, наверстать позже очень сложно.

Но неожиданный факт — это правило не касается иностранного языка.

«Важно понять, что каждый возраст соотносится с очень разными условиями», — объясняет Даниела Тренкіч, психолингвист из Йоркского университета.

Жизнь ребенка кардинально отличается от жизни взрослых. Следовательно, когда мы сравниваем речевые навыки детей и взрослых, по мнению Тренкіч, «мы сравниваем несравнимое».

Когда семья переезжает в другую страну, быстрее осваивают язык дети, возможно, это объясняется тем, что для выживания им язык нужен больше

Она приводит пример того, как семья переезжает за границу. Как правило, дети усваивают язык гораздо быстрее, чем их родители. Но это может быть потому, что они постоянно слышат ее в школе, тогда как родители могут не общаться много на работе.

Дети сильнее ощущают потребность усвоить язык, поскольку она играет решающее значение для их выживания в социуме. Ведь речь необходима для дружбы, принятие в коллективе, приспособления.

Тогда, как родители чаще имеют возможность общаться с людьми, которые разговаривают на их языке, к примеру, их соотечественники иммигранты.

Эмоциональная связь способствует изучению языка

«По моему мнению, создание эмоциональной связи является очень важным для изучения языка», — говорит Тренкіч.

Взрослые также могут создавать эмоциональные связи, и это не обязательно должна быть любовь или дружба с носителем языка.

Исследование, проведенное в 2013 году среди взрослых британцев, которые изучали итальянский на начальном уровне, показало, что лучшие результаты были у тех, кому удалось установить теплые отношения с другими студентами и учителем.

Если в процессе изучения языка, студенты устанавливают теплые отношения с одногруппниками или учителем, они будут учиться более настойчиво

«Если вы найдете единомышленников, вы будете изучать язык с большим удовольствием, а следовательно, более настойчиво», — объясняет Тренкіч.

«В этом и есть ключ. Для изучения языка нужны годы, и без социальной мотивации преодолеть этот путь непросто», — добавляет она.

Ученые Массачусетского технологического института ранее этого года провели онлайн-тестирование почти 670 000 человек.

Даже в своем родном языке почти ежедневно до среднего возраста мы усваиваем новые слова

Они выяснили, что для освоения английской грамматики на уровне носителя языка, начинать изучать ее надо не позже 10 лет.

Позднее эта способность постепенно снижается. Впрочем, исследование также показало, что мы совершенствуем свои речевые навыки в течение всей жизни, даже в своем родном языке.

Например, мы полностью усваиваем грамматику родного языка примерно до 30 лет. Похожим образом другое исследование показало, что даже в своем родном языке почти ежедневно до среднего возраста мы изучаем новые слова.

По мнению Тренкіч, владение грамматикой на уровне носителя языка является очень специфическим навыком и для большинства людей не является таким уж важным.

Мы совершенствуем свои речевые навыки в течение всей жизни, даже в своем родном языке

«Люди часто спрашивают, какие преимущества мне даст иностранный язык? Или я буду зарабатывать больше? Стану ли я умнее? Или здоровее? Но на самом деле самое большое преимущество владения иностранным языком — это возможность общаться с большим числом людей», — говорит Тренкіч.

Тренкіч сербка по происхождению. Она начала свободно говорить на английском лишь после того, как переехала в Великобританию, когда ей было за 20.

Но она и до сих пор может сделать грамматическую ошибку, прежде всего, когда уставшая или волнуется:

«Несмотря на это, английский язык мне предоставляет удивительные возможности. Я могу наслаждаться выдающимися литературными произведениями, я могу писать связные, содержательные тексты такого качества, которое позволяет их опубликовать».

Хотя тест Массачусетского технологического института классифицировал ее именно как носителя английского языка.

Для многих людей, которые изучают язык, не является крайне необходимым знать его грамматику на уровне носителя

Директор лондонского двуязычного детского сада, где «С днем рождения» поют на испанском, а на полках с книгами можно найти «Груффало» на иврите, также начала изучать иностранный язык в позднем возрасте.

Кармен Рамперсад выросла в Румынии и начала разговаривать на английском только в 20, когда уехала за границу. Ее дети усвоили испанский язык в детсаду.

Но, пожалуй, крупнейшие лингвистические приключения случились с ее мужем. Выходец из Тринидада, он выучил румынский в семье Кармен, которая жила на границе с Молдовой.

«Он прекрасно разговаривает на румынском, — говорит женщина, — с молдавским акцентом. Это очень смешно».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

комментарии закрыты.