Причудливый мир с персонажами в кислотных цветах и нелогичным сюжетом часто захватывает маленьких зрителей. Но не вредят ли такие мультики малышам? И вообще как телевидение влияет на развитие ребенка?

Если у вас есть маленькие дети, вы, наверное, не раз задумывались о том, почему они так увлекаются мультфильмами, которые взрослым кажутся очень странными, если не жуткими.

«Телепузики», «Улица Сезам», «Паровозик Томас и его друзья» или современные «Шопкінси», «Лило и Стич», «Покемоны» и другие.

Что именно делает их такими привлекательными для маленьких зрителей и такими причудливыми для взрослых? Как мама я переживаю, не вредит ли просмотр телевизора в столь юном возрасте и как мультфильмы и детские программы влияют на интеллектуальное развитие малышей.

Как оказалось, чудачество детских мультфильмов может быть вполне полезной вещью.

Мозг малыша обрабатывает информацию иначе, чем разум взрослых. То, что выглядит для нас странным, детям часто кажется очень интересным.

Понимание этих различий поможет создать полезные телепрограммы, которые бы развлекали и развивали малышей. А родителям было бы легче решить, что позволить смотреть детям.

Создатели мультсериала «Улица Сезам» сотрудничали с детскими психологами и педагогами, чтобы каждый эпизод был полезным для зрителей

Продюсеры детских телепрограмм часто сотрудничают с психологами и экспертами по образованию. Один из лучших примеров — американская программа «Улица Сезам», которая в прошлом году отметила свое 50-летие.

Соучредитель шоу Джоан Ганц Куни отмечала, что телевидение вполне может выполнять образовательную и воспитательную цели, готовить детей в детсад.

Мозг малыша обрабатывает информацию иначе, чем разум взрослых

В январе 1970 года, всего через несколько месяцев после выхода телешоу «Улица Сезам» смотрела примерно треть американских детей от двух до пяти лет.

И хотя программа в первую очередь развлекательная, каждую серию создана, учитывая конкретную учебную цель.

«Миссия «Улицы Сезам» — помочь детям стать умнее, сильнее и добрее», — говорит Розмари Трульо, психолог по развитию ребенка и ответственная за учебные программы в Sesame Workshop.

Исследования показали, что дети, которые смотрели программу (а в 1960-х годах далеко не все американские семьи имели доступ к ней), показывали лучшие результаты в школе», — отмечает Филипп Левин, экономист из колледжа Велслі в Массачусетсе.

Наибольшую пользу от шоу получили дети, которые росли в «экономически неблагополучных» общинах.

Впрочем, далеко не все телепередачи влияют на развитие детей так хорошо.

Дети обращают внимание на другие вещи, чем взрослые. Чтобы помочь им следить за сюжетом надо учитывать

В конце 2000-х годов Анжелина Лилларда, детский психолог из Университета Вирджинии провела несколько экспериментов.

Четырехлетних детей разделили на три группы. Первой группе малышей показали мультфильм «Губка Боб», второй — канадский мультик «Каю» (о повседневной жизни маленького мальчика), третья группа ничего не смотрела и просто рисовала цветными карандашами.

Ученые выяснили, что после просмотра «Губки Боба» дети показывали заметно худшие результаты в тестах на внимательность, управления эмоциями и способность планировать, по сравнению с другими группами.

После просмотра «Губки Боба» дети показывали заметно худшие результаты в тестах на внимательность

Сначала ученые предположили, что причина в скорости смены сцен: в «Губке Бобе» — каждые 11 секунд, а в «Каю» — каждые 34.

Однако позже более тщательное исследование показало, что проблема заключалась в нереалистичности того, что происходило на экране. События мультфильма противоречили обычным законам физики, которые дети интуитивно понимают с очень раннего возраста.

Похожий эффект имели и другие мультфильмы. Например, детский сериал «Что скажет Марта», в котором собака начинала говорить после того, как выпивала суп с алфавитом. Или «Маленькие Эйнштейны» — мультик о четырех дошкольников, которые помогают феи вернуть Северное сияние на небо.

Даже хорошо разработанные образовательные передачи могут иметь негативный эффект, если их содержание не соответствует возрасту малыша.

Малыши легче воспринимают персонажей в ярких цветах с крупными, упрощенными чертами лица

На экране появляется несколько фотографий: две желтые деревянные утки на белом фоне; две черепахи, которые плавают под водой; два львенка в африканской саванне. Играет успокаивающая классическая музыка.

Это отрывок из мультфильма «Маленькие Эйнштейны», который должен познакомить младенцев с числами от одного до пяти. Я смотрю его с Тимом Смитом, психологом из лаборатории детского развития Birkbeck в Лондоне.

Показав это видео шести — и 12-месячным малышам, исследователи выяснили, что дети не следили взглядом за изображенными животными. Сцены мультике их очевидно не заинтересовали.

По мнению Смита, причина в том, что незрелая зрительная системы младенцев не способна отличить изображены предметы от фона.

Исследователь показывает мне другое видео. На нем вырезано изображение ягненка движется на фоне зеленого экрана, а рассказчик говорит: «Это — ягненок».

Сцена повторяется дважды, а потом еще раз, когда каждое ягненок приземляется, рассказчик считает «один, два, три». Выглядит скучно. Однако, когда видео показали малышам, они следили глазами за появлением и движением каждого животного.

Бешеную популярность «Телепузиков» можно объяснить тем, что серии разрабатывали детские психологи и педагоги

Хотя дети живут в том же мире, что и мы, они воспринимают его иначе.

Маленькая девочка, у которой только что родился братик, может предположить, что все дети рождаются мальчиками, а потом, например, превращаются в девочек.

Хотя дети живут в том же мире, что и мы, они воспринимают его иначе

Детские программы часто построены на взаимодействии с малышами. Когда, к примеру, какой-то предмет появляется в кадре, а потом исчезает, это имитация игры «ку-ку», которую так обожают малыши.

«Если вы не навязываете детям взрослую культуру, а разговариваете с ними на их языке, они намного больше мотивированы и заинтересованы», — говорит Эндрю Дейвенпорт, продюсер «Телепузиков».

Вообще, дети до двух лет не слишком понимают, что происходит на экране, если взрослый рядом не объясняет им.

«Традиционный формат повествования, когда события постепенно разворачиваются, а персонажи взаимодействуют друг с другом, не подходит для детей моложе двух лет», — объясняет детский психолог из Университета Висконсина Хитер Киркорян.

Если они смотрят такие мультики, не понимая, что в них происходит, они могут даже потерять интерес к взаимодействию с реальным миром.

Дети лучше учатся, когда программа побуждает к активному взаимодействию

С двух-трех лет до пяти дети могут следить за простым сюжетом, но не понимают морали истории, когда мужчина наконец получает по заслугам.

Они могут наоборот попытаться подражать плохое поведение героя.

В 3-4 года дети могут следить за простым сюжетом, но не понимают морали истории

«Вместо этого им лучше смотреть что-то вроде историй про Даниэля Тигра. Это популярный американо-канадский мультфильм, герой которого проживает обычные дни. Он учится завязывать шнурки или просто здоровается с дедушкой».

Дети младшего школьного возраста могут справиться со сложным сюжетом и моральным уроком. Однако им все еще трудно следить за повествованием, которая перепрыгивает во времени, как воспоминания героя.

На самом деле, только в 12 лет дети начинают по-взрослому понимать то, что они видят на экране.

Исследование, которое провела Хитер Киркорян, свидетельствует, что малыши получат большую пользу от простых интерактивных приложений, как игры или видеочаты, чем от телевизионных программ.

«Весь телевизионный контент чему-то учит. Вопрос в том, почему именно?» — говорит Джоан Ганц Куни, співсценаристка «Улицы Сезам».

Подобранная по возрасту телепрограмма может быть вполне полезной для малыша

Много мультфильмов и до сих пор транслируют устаревшие стереотипы о том, что должны делать девушки и ребята, или содержащие насилие.

По мнению специалистов, лучший способ для малышей смотреть мультфильмы или детские программы — вместе с взрослым. Родители могут объяснить и обсудить с детьми главную идею.

Совместный просмотр вместе со старшими детьми также может быть полезным. Если вы заметите, что им нравится сомнительная поведение героев или изображены стереотипы, у вас будет повод обсудить это.

Это выглядит очень хорошо в теории. Но как мама двоих детей я знаю, что родителям иногда нужно немного покоя и тишины. Иногда у нас есть дела. А иногда мы играли с малышом три часа подряд и нам очень нужен перерыв.

Когда я была маленькой, мультфильмы были доступны только несколько часов в день. Потом появился Nickelodeon и Disney Channel. Теперь круглосуточный YouTube и Netflix.

Я уверена, однако, что провести иногда время в компании Пикачу или Стича вряд ли будет таким вредным.

А еще я больше «не вимикаюсь», когда на экране появляются эти странные герои. Приложив немного усилий, мы, взрослые, можем окунуться в этот причудливый мир вместе со своими малышами.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

  • Шоу-бизнес
  • Общество
  • Культура
  • Дети
  • Телевидение

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here