
Фото предоставлено Getty Images
От мифов о сотворении мира до политических символов, разные культуры очень по-разному интерпретировали захватывающее природное явление, такое как Северное сияние или Северное сияние.
В дни после подавления восстания якобитов в Англии в 1716 году люди видели странные огни, пронзающие ночное небо.
Их описывали по-разному: как «чистое пламя», «что-то вроде органных труб», и «дождь крови». Люди тоже интерпретировали увиденное по-разному: от гигантов с пылающими мечами до сражающихся в небе армий.
Во время восстания якобитов католическая династия Стюартов была устранена и стремилась вернуть себе английский престол, причем толкование этих видений зависело от политических и религиозных убеждений человека.
Как писал в свое время один английский священнослужитель и писатель, кто-то взглянул на «зловещего незнакомца» с тревожным удивлением. Другие, добавил он, «читали в его ослепительном лице судьбу народов и падение королевств».
Сегодня мы знаем, что игривые цвета и формы Северного сияния вызваны активностью на поверхности Солнца. Когда солнечная активность резко возрастает, северное сияние окрашивает небо далеко за пределы своих привычных мест. В последние дни из-за сильной геомагнитной бури северное сияние стало видимым во многих районах Великобритании и США.
Но письменные свидетельства и устные традиции показывают, что люди были очарованы этими танцующими цветами на протяжении тысячелетий и выдвигали интересные теории о том, что их вызывает.
Некоторые из этих историй являются пережитками прошлого. Например, Бифрост в скандинавской космологии — переливающийся мост, соединявший мир смертных с миром богов — возможно, был отсылкой к полярному сиянию.
Но другие все еще живут в традициях устного повествования, которые обычно рассматриваются как культурное наследие, а не буквальное убеждение.
«Пылающее пламя»
Ещё несколько десятилетий назад считалось, что первое Аврора впервые упоминается в Китае в 193 году до нашей эры, когда император династии Западная Цзинь написал, что «небо разверзлось на северо-востоке».
Но теперь ученые находят еще более древние возможные отсылки. Например, древнегреческие тексты, такие как «Метеорология» Аристотеля около 330 г. до н. э., могут относиться к северному сиянию. В нем описываются ночные видения, которые иногда имеют «вид горящего пламени, иногда движущихся факелов и звезд».

Фото предоставлено Getty Images
В вавилонских астрономических дневниках на глиняных табличках 567 г. до н. э. есть также упоминания об «очень красной радуге, протянувшейся на востоке», а также аналогичные упоминания в ассирийских записях, которые предшествовали им по крайней мере на столетие.
Ассирийские ученые вырезали упоминания о «красном сиянии», «красном облаке» и «красном небе» на древних клинописных табличках вместе с интерпретациями того, что они означали, например, отмечая исторические события для информирования своих царей.
Но самое раннее известное упоминание можно найти в тексте, написанном 3000 лет назад на бамбуковых табличках. В статье 2023 года исследователи обнаружили упоминание Авроры в «Бамбуковых анналах», летописях древнего Китая.
Здесь описывается феномен «пяти цветов», произошедший ночью. По мнению исследователей, это может указывать на «возможное экстремальное явление космической погоды» в начале 10-го века до нашей эры.
Исследователи могут сделать обоснованное предположение, что эти поэтические описания были о северном сиянии, сравнивая исторические описания с научными данными, такими как прошлая солнечная активность и положение изменяющегося магнитного поля Земли, а также исключая другие небесные явления.
Огонь, кровь и смерть
Эти примеры важны, потому что они предоставляют доказательства из мест, где Аврору редко можно увидеть. Но для людей, живущих в высоких широтах, таких как Исландия, Гренландия, северная Скандинавия, Аляска и Канада, северное сияние — обычное явление. Здесь полярные сияния уже давно стали частью более широкого мировоззрения, которое связывает людей с окружающей средой.
Традиции сильно различаются в разных сообществах: от мифов о сотворении мира до навигации и прогнозов погоды. Для некоторых северное сияние представляет собой наследственную или шаманскую силу.
«Коренные народы по всему арктическому региону сочетают свое духовное понимание северного сияния с физической связью с ним, часто через истории», — написали Мел Олсен и Фейт Филд, оба участвовали в возрождении саамов в Северной Америке, в статье 2020 года.
Общие темы — смерть и борьба. Полярное сияние определенно вызвало страх в некоторых общинах саамов, пишут Олсен и Фьелд. Ее появление послужило поводом для предупреждения говорить тихо, когда свет включен, и, конечно, не издеваться над ним, а также советовать женщинам прикрывать волосы, чтобы не попасть под его лучи.
Подобные предупреждения до сих пор распространены среди коренных жителей Аляски, некоторые из которых говорят, что в детстве им рассказывали истории о Северном сиянии, играющем головой в футбол, чтобы напугать детей. и доставить их домой вовремя.

Фото предоставлено Getty Images
Между тем, величие южного сияния, Aurora Australis, в основном видят только пингвины, но иногда его видят люди, живущие очень далеко на юге. Интерпретации полярного сияния в традициях коренных народов Австралии часто связаны с кровью, огнем и смертью.
«Полярное сияние вызывает большой страх у людей, которые его видят, а в некоторых сообществах это табуированное явление, которое могут увидеть и интерпретировать только посвященные старейшины», — написал в 2013 году исследователь Дуэйн Гамахер, ныне профессор культурной астрономии в Мельбурнском университете
Мерцающие танцоры
Несмотря на множество исторических ссылок, современное название Северное сияние впервые было введено только в 17 век.
Первая известная запись сделана итальянским астрономом и физиком Галилео Галилеем в его трактате 1619 года «Рассуждения о кометах», где он ссылается на Аврору, богиню рассвета в римской мифологии, и Борея, греческого бога бури и северного ветра.
Его южный аналог, Aurora australis, назван в честь Остера, римского бога южного ветра.
Другие названия этого явления дают представление о том, как оно воспринималось. В финской Лапландии северное сияние представляло собой движение хвоста песца по снегу – это до сих пор сохранилось в их названии «revontuulet» («лисьи огни»).
На шетландском диалекте это радостные «веселые танцоры» («мерцающие танцующие адвокаты»).
Между тем, саамское слово «guovsahasat» переводится как «услышанный свет», — говорит Фиона Эмери, научный сотрудник в области истории и философии науки в Кембриджском университете в Великобритании.
Это отсылка к странным звукам, которые люди иногда слышат, когда видят полярное сияние.
«Для них звук и изображение неразрывно связаны», — говорит она.
В местах, где странные огни появлялись лишь изредка, люди часто реагировали иначе, чем в местах, где они были обычным явлением. Иногда люди придавали появлению полярного сияния глубокий политический и религиозный смысл.
Во время американской войны за независимость в 1700-х годах, например, валлийский поэт Хью Джонс интерпретировал появление полярного сияния как знак того, что Британия должна поддерживать протестантскую веру и заключить мир с Америкой.

Фото предоставлено Национальным музеем Швеции
После того, как полярное сияние появилось в 1716 году, во время Якобитского восстания астроном Эдмунд Галлей (в честь которого была названа знаменитая комета) описал «удивительное явление» этих огней и попытался объяснить его научное происхождение.
Но когда зарево снова совпало с последним восстанием в 1745 году, видения огней на севере снова были интерпретированы как божественные знаки, а другой валлийский поэт описал их как «arwyddion criffion Crist» («могучие знамения Христа»).
Эти примеры показывают, как люди особенно проецировали духовное или политическое значение на природные явления, такие как полярное сияние, в периоды потрясений и неопределенности, говорит Кэтрин Чарнелл—Уайт, исследователь валлийских и кельтских исследований в Аберистуитском университете в Уэльсе. (0:4 3) От историй к науке
Хотя некоторые из этих историй могут показаться современному читателю фантастическими, они дают нам представление о культурном отношении к природным явлениям. Истории о полярном сиянии также проливают свет на постепенный процесс, в ходе которого люди узнали, как оно происходит.
Например, звуки полярного сияния долгое время считались психологическим феноменом, говорит Эмери, но когда исследователи начали ценить опыт людей, живущих на севере, они начали предполагать, что звуки вызваны разрядом статического заряда.
Некоторые истории также помогают ученым лучше понять солнечный цикл и связанные с ним геомагнитные бури, которые могут вывести из строя современное коммуникационное и навигационное оборудование.
Роберт Марк Фридман, бывший профессор истории науки Университета Осло в Норвегии, отмечает, что даже сегодня существует множество современных мифов об этом вполне естественном явлении.
Во-первых, японские туристы едут в Скандинавию, чтобы заняться сексом под северным сиянием в надежде зачать счастливого ребенка. Возможно, эта история была придумана специально – но идею до сих пор поддерживают смекалистые туроператоры.
И хотя ученые продолжают узнавать больше о Северном сиянии, нам еще многое предстоит узнать о том, как люди во всем мире воспринимают это природное явление.
При этом, вероятно, есть и другие удивительные истории, которые тщательно охраняются внутри сообществ — или утеряны навсегда из-за исчезновения родных языков.















