
Автор фотографии Самуэль Бирман
Высоко во французских Альпах, у подножья Монблана, когда-то раскинулось настоящее чудо природы — ледник Мер де Глас (франц. «ледяное море»), один из крупнейших в Европе.
В 19 веке его называли «тихим, величественным и в то же время тревожным зрелищем». Бело-голубая бездна, переливающаяся холодным блеском льда и бирюзы, напоминала замерзший океан, где волны и потоки, казалось, вовремя остановились.
Этот ледяной гигант вдохновлял художников разных поколений — от художников и фотографов до писателей.
Ее нарисовал Тернер, сфотографировали ассистенты Раскина, а теперь за ней наблюдают спутники и современные художники.

Автор фотографии Сэмюэл Бирман
Именно здесь, среди ледяных трещин и ослепительного света, юная Мэри Шелли нашла вдохновение для своего бессмертного творения — Франкенштейна.
Однако картины художников XIX века и современные спутниковые снимки показывают, насколько сильно изменилась эта земля со времен первой Шелли. столкнулась с его ледяным величием.
Легенды о рождении
В 1816 году Мэри – тогда еще Мэри Годвин – отправилась в путешествие через Альпы со своим возлюбленным Перси Биши Шелли и сводной сестрой Клэр Клермонт. Их путь лежал к Монблану, где ледники касаются облаков.
Они поднимались по узким крутым тропинкам, где среди сосен звенели потоки талой воды. Один из мулов поскользнулся, и путники чуть не упали в пропасть. Чем выше они поднимались, тем суровее становился пейзаж, пока перед ними не открылось Ледяное Море, бесконечное и ослепительное.
Это самое мертвое место в мире, — написала Мэри в своем дневнике. тускло-белый.
Перси был не менее впечатлен. Он назвал увиденное потусторонним чудом — долиной, где буря, казалось, внезапно застыла под властью мороза. Позже Перси Шелли посвятит Альпам стихотворение Монблан, а Мэри перенесет ледяную пустошь в одну из самых сильных сцен Франкенштейна. Вершины отражали солнце сквозь облака. Мое уставшее от печали сердце наполнилось чем-то родственным радость.
Но спокойствие оборачивается ужасом: созданное им чудовище устремляется к нему сквозь кризис.
Так мёртвое величие природы становится зеркалом человеческого отчаяния.

Фото Джона Култхарта

Фото Элси Рассел
Ледяное чудо Франции
В 19 веке ледник Мер де Глас был настолько велик, что почти достигал поселений в долине Шамони (горная долина во французских Альпах, расположенная у подножия самой высокой вершины Европы Монблана. Также одна из старейших и самые знаменитые горнолыжные курорты мира, где прошли первые зимние Олимпийские игры в 1924 году. — Ред .)
Писатели, художники и путешественники со всей Европы — среди них Диккенс, Рескин и Тёрнер — приезжали сюда, чтобы увидеть это чудо природы.
На картинах того времени гигантские языки льда нависают над долиной, словно замерзшие волны.

Фото предоставлено: Сэмюэль Бирманн/Швейцарская национальная библиотека
Чарльз Диккенс писал после своего визита в 1847 году:
»Ледник и другие пейзажи Шамони превосходят самые смелые ожидания. Я не могу себе представить ничего более величественного и грандиозного в природе. Если бы я писал об этом сейчас, я был бы просто постоянно очарован — такие впечатления не оставляют безразличен».
От ледяного моря до пустыни
Летом 2023 года я отправился в Мер-де—Глас, чтобы пойти по стопам Мэри Шелли. Нам пришлось идти по лесистой долине, где потоки талой воды прорезали склоны, что напоминало о нынешней хрупкости ледника.
Я знал, что он отступил из-за изменения климата, но масштабы отступления были шокирующими. Стоя на том же месте, откуда Шелли когда-то наблюдала за ледником, я посмотрел вниз, в долину, надеясь увидеть бывший ледяной океан. Но его там не было. Передо мной лежала не белая пропасть, а пустырь: серый склон, потоки талой воды и где-то за изгибом горы — узкий, почти исчезнувший язык ледника.
В отличие от многих ледников мира, отступление Мер де Глас было задокументировано не только научными методами, но также искусством и литературой.
Сравнивая старые снимки, можно увидеть, что еще сто лет назад это было настоящее ледяное море
В 1926 году ледник занимал почти всю долину, в начале XXI века его язык опустился, трещины уменьшились. С 2002 года отступление ускорилось.

Фото предоставлено: Алами
В 2018 году британская художница Эмма Стиббон создала цианотипию, которая перекликается с первой фотографией ледника XIX века, стремясь показать меняющийся ландшафт, вдохновлявший поколения.

Фото Гильема Веллюта
Мер де Глас за два столетия отступил более чем на два с половиной километра.
Сегодня, чтобы увидеть ледник вблизи, нужна канатная дорога, установленная только в 2024 году.
Ученые прогнозируют, что к 2050 году ледник отступит еще на 2 км, а в худшем случае он исчезнет полностью к 2099 году, если изменение климата по-прежнему будет крайне негативным.

Фото предоставлено Ричардом Фишером
Если бы Мэри Шелли увидела Мер де Глас сегодня, у нее была бы совершенно другая картина: ледяного моря больше нет, а есть деформированный, антропогенно измененный ландшафт, который ясно демонстрирует последствия изменения климата.















