В отличие от шимпанзе, человек ведет себя иначе, когда знает, что за ней следят. Как выяснили исследователи, всвідомлення того, что за вами наблюдают, сминюе ваше поведение к лучшему.

Если нас чему и научила повсеместное проникновение в нашу жизнь социальных сетей, так это того, как тщательно нужно отбирать информацию о себе, которой мы делимся с цифровым пространством.

Нам приходится думать о всех потенциальных читателей наших аккаунтов в Twitter, наших блогов и страниц в деловой соцсети LinkedIn.

Старшеклассников предупреждают, что члены приемных комиссий высших учебных заведений могут найти их в интернете, а соискатели вакансий удаляют со своих профилей на Facebook фотографии, которые могли бы их скомпрометировать.

Благодаря Google «свидание вслепую» с успехом отошли в прошлое. И наша активность в сети все чаще сводится к управлению собственным имиджем.

Впрочем, склонность человека презентовать себя на публике в лучшем виде не связана с достижениями прогресса.

Кто из нас может похвастаться тем, что никогда не вел себя эгоистично, когда знал, что никто этого не заметит? И упорно выдавал из себя праведника, находясь в центре внимания?

На самом деле, мы так чутко реагируем на взгляды других, даже одно изображение пары глаз — рисунок или фотография — могут влиять на наше поведение.

Интересно, что нам даже не нужно воспринимать присутствие чужих глаз на сознательном уровне.

Взять лишнюю конфетку неудобно, когда за тобой наблюдают. Даже если это ты сам в зеркале

1976 года более 360 детей невольно приняли участие в оригинальном психологическом эксперименте, который доказал этот эффект.

Был вечер Хэллоуина, и дети стучали в двери домов, собирая конфеты. В 18-ти домах их ждали психологи, подготовленные к встрече с одетыми в костюмы сладкоежками.

Открыв дверь и немного поболтав с детьми, психологи предлагали им взять одну конфету из вазы, полной лакомств — и не более. Затем исследователи оставляли детей наедине с вазой, у которой в половине случаев стояло зеркало.

Исследователи выяснили, что когда дети видели свое лицо в зеркале (даже в хеловінських масках), они были менее склонными схватить горсть конфет из вазы.

Под пристальным наблюдением

Группа исследователей из Университета Ньюкасла в Великобритании также выяснила: присутствие наблюдателя — даже иллюзорная — может снизить количество велосипедных краж.

Изучив статистику преступлений на территории университетского кампуса, исследователи обнаружили три места, где особенно часто воровали велосипеды, и поставили в каждом из них специальный знак.

На нем были изображены мужские глаза, которые смотрят прямо перед собой, подписи «Велосипедные воры: мы следим за вами» и «Борьба началась», а также логотип местной полиции.

Предупредительные плакаты работают лучше, если на них рисовать глаза

Появление этих знаков привела к снижению числа краж в каждой из трех точек на целых 62%.

К сожалению, в других местах кампуса воровать велосипеды стали на столько же чаще. Хотя вмешательство исследователей лишь переориентировал воров на другие зоны университетского городка, было очевидно, что присутствие «наблюдателя» помогала предотвратить правонарушения.

Впрочем, особая чувствительность человека к присутствию наблюдателя не распространяется на наших ближайших родственников-приматов.

Недавно несколько психологов также из Университета Ньюкасла вместе с приматологами из Института эволюционной антропологии Макса Планка провели опыты с шимпанзе.

Обезьянам предложили арахис (самый любимый их деликатес), который лежал перед изображением пары глаз шимпанзе.

В популяциях шимпанзе существует очень строгая иерархия. Поэтому исследователи предположили, что обезьяны с низким статусом или не возьмут лакомство вообще, или выберут морковку, ценность которой меньше.

Социальные сети научили нас тщательно отбирать информацию о себе, которой мы делимся с цифровым пространством

С другой стороны, доминантные особи имели бы сразу потянуться к орешков возле изображения глаз и попытаться забрать всю еду себе. К удивлению ученых, шимпанзе не обращали никакого внимания на «наблюдателя».

Но дело не в том, что шимпанзе в целом не воспринимают глаза или их изображение. Исследования движений глаз показали, что шимпанзе и люди рассматривают лицо похожим образом — сначала обращают внимание на глаза, а потом на рот.

Следовательно, шимпанзе понимают, когда за ними наблюдают — просто для них это не имеет значения.

А вот люди — наоборот. Под наблюдением других мы меняем свое поведение и делаем другой выбор, часто не осознавая этого.

Так происходит даже и тогда, когда на нас смотрит лишь пара глаз с плаката.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

***

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь