Исследователи обнаружили, что успехи в учебе определяются прежде всего генами ребенка, и даже ее интеллектуальные способности играют в этом меньшую роль.
Видимо, уже вскоре с помощью анализа ДНК мы сможем определять будущие трудности в обучении и помогать ребенку.
Дети учатся в школе очень по-разному. В последние годы исследователи обнаружили, что успех в учебе — в начальной школе, в конце средней и даже в отдельных дисциплинах — почти на две трети зависит от генов.
Ученые выбрали 6 000 пар близнецов, которые принимают участие в британской программе исследование раннего развития близнецов, и проанализировали их оценки от начальной школы до окончания обязательного среднего образования.
Результаты исследования показали, что достижение близнецов в учебе были на удивление стабильными. Те, кто хорошо учился в начальной школе, имели хорошие результаты и в экзаменах GCSE (сертификат о завершении среднего образования).
Анализируя успехи в учебе в однояйцевых близнецов, ученые устанавливают влияние генов на школьные оценки
Наблюдения за близнецами позволяет выявить влияние генов на достижения в учебе.
Однояйцевые (идентичные) близнецы имеют одинаковый генетический набор, тогда как двойняшки, так же как братья и сестры разного возраста, разделяют в среднем 50% генов.
Если за определенной чертой идентичные близнецы больше похожи друг на друга, чем двойняшки, можно сделать вывод, что эта черта определяется в основном генами.
Ученые пришли к выводу, что стабильность достижений в учебе почти на 70% объясняется генетическими факторами и лишь на 25% — окружающей средой, например для воспитания в одной семье и посещение одной школы.
Остальные 5% — другими менее понятными факторами, как влияние друзей или учителей.
Когда успешность в обучении в течение школьных лет улучшалась или ухудшалась, это прежде всего зависело от тех внешних факторов, которые в близнецов отличались.
Логично предположить, что стабильность успехов в учебе объясняется, в первую очередь, умственными способностями ребенка.
Но после того, как исследователи провели в близнецов тесты на интеллект (вербальные и невербальные), влияние генов все равно остался существенным — на уровне 60%.
В последние годы ученые достигли больших успехов в выявлении генетических маркеров, которые отвечают за те или иные черты личности, в частности успехи в учебе.
Когда у одного из близнецов школьные оценки существенно ухудшались или, наоборот, улучшались, причиной были внешние факторы, как изменение учителя
Однако каждый генетический маркер объясняет очень небольшую долю (менее 0,1%) индивидуальных различий.
Недавно был разработан более эффективный метод. Подытоживая тысячи генетических маркеров, выявленных в ходе загальногеномних исследований (сравнение генетической строения разных людей), ученые разрабатывают «полігенну шкалу признаков».
Такая шкала позволяет с большей точностью прогнозировать вариативность определенной черты, как успех в обучении, у людей не связанных общими генами.
Метод полигенной шкалы баллов подтвердил то, что ученые обнаружили в ходе наблюдения за близнецами. А именно то, что определенные варианты генов отвечают за то, почему оценки детей на каждом этапе обучения могут отличаться.
Результаты этого исследования чрезвычайно важны, как для родителей, так и для учителей.
Они свидетельствуют о том, что определенные проблемы в обучении нужно выявлять как можно раньше, поскольку они, скорее всего, будут оставаться на протяжении всех школьных лет.
В будущем такая оценка генетической предрасположенности вместе с прогнозированием влияния внешней среды, как район проживания, особенности воспитания в семье и школе, помогут выявлять «проблемных» учащихся в раннем возрасте.
Преодолеть потенциальные трудности в обучении помогут индивидуальные учебные программы.
В будущем генетика поможет как можно раньше выявлять у детей потенциальные трудности в обучении и оказывать им соответствующую помощь
Например, уже при рождении мы могли бы с помощью ДНК-тестов выявлять детей, которые в будущем будут иметь проблемы с чтением, и помогать им на раннем этапе.
Профилактические меры всегда имеют большие шансы на успех на раннем этапе жизни.
А потому генетическая оценка рисков, которую можно применить уже при рождении имеет огромное значение для преодоления будущих проблем в обучении.
Эту статью впервые опубликовано на сайте The Conversation и перепубліковано здесь в рамках лицензии Creative Commons.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.